В последнее время в нашу редакцию стали часто поступать жалобы на работу общественного транспорта. Одна из причин — стало мало автобусов. Особенно проблематично уехать вечером, а если и дождался нужную маршрутку, то в нее набивается столько народу, что не продохнуть. Мы спросили у нескольких крупных перевозчиков, чем вызвана такая ситуация и с какими проблемами они сталкиваются в последнее время.
Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян (маршруты № 305, 394, 421 и другие) рассказал, что проблемы с общественным транспортом частично связаны с тем, что несколько направлений попросту закрыли. Напомним, что в конце сентября в департаменте транспорта заявили, что некоторые перевозчики не исполняют свои обязательства: либо сокращают количество автобусов до 5–10% от плана, либо вообще не выпускают их в рейс.
По словам Владимира Геворгяна, трудности возникают и из-за низкой укомплектованности водителями. К тому же после объявления о частичной мобилизации с его предприятия забрали шесть человек, которые работали на разных маршрутах. Еще двоим недавно пришли повестки — они готовятся к отправке в палаточный лагерь.
— Есть закон о мобилизации, а есть Трудовой кодекс, который говорит, что водители имеют право работать не более 8 часов на маршруте. Что я должен делать? Соответственно, вторая смена не закрыта, потому что некем. Каждый выкручивается как может, а если не может, просто ставит машину. Я перераспределяю людей: где-то прошу водителей отработать целый день, на следующий день они не выходят, где-то просто график не закрывается, и сдвиг идет по времени. Интервал был 7 минут, а теперь 9 или 11, — объяснил Владимир Геворгян.
Фазыл Залялитдинов, директор предприятия «Автоград55», которое обслуживает маршруты № 42, 47Н и 503, также посетовал на нехватку водителей. Во-первых, в осенний сезон многие из них заболели ОРВИ и ушли на больничный, во-вторых, из его компании мобилизовали двоих человек, еще двоим пришли повестки.
— Если раньше было терпимо, то сейчас водителей днем с огнем не сыщешь. Мы несем социально ориентированное направление — везем горожан на работу, домой. Бронь водителей, конечно, не помешала бы. Но вы же понимаете, что такое мобилизация? Родина призвала, и ничего не поделать, — рассказал перевозчик.
С его слов, еще одна из проблем, с которой столкнулись частники, — высокие цены на запчасти. Их стоимость подскочила примерно на 46%.
— Например, в конце прошлого года резина на колесо стоила 12 100 рублей. Сейчас мы покупаем ее за 20 900. Цена проезда при этом осталась на том же уровне. Но мы не жалуемся и не просим денег из городского бюджета. Понимаем, что все средства сейчас идут также и на военные расходы.
Директор «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, который обслуживает маршруты № 73, 55, 414, 343 и другие, рассказал, что в Омске много старого пассажирского транспорта, который «изжил свой век», поэтому и уходит с рынка.
— При этом новые машины купить уже не получится, потому что завод-производитель цены поднял, изменилась конкурентная среда. Множество разных факторов влияет. Теперь многие предприниматели не хотят заниматься этим бизнесом — он не приносит доходы.
Что касается частичной мобилизации, по словам предпринимателя, из его компании забрали пятерых, но их отсутствие особо не повлияло на работу предприятия, поскольку общая численность сотрудников составляет более полтысячи человек.
Депутат Горсовета Андрей Бондаренко, который раньше занимался маршрутами № 55 и 89, а сейчас ушел в заказные перевозки, рассказал, что из его компании одномоментно мобилизовали четырех сотрудников ремзоны, из-за чего первое время в работе возникли сбои.
— Было тяжело, но неделя прошла, и вроде восстановились. За неделю нашли других, привлекали из других организаций, у коллег брали, — подытожил перевозчик.