Из-за санкций, связанных со спецоперацией на Украине, российские предприниматели то и дело сталкиваются с новыми экономическими проблемами. Причем вводимые ограничения влияют и на самые бытовые вещи — например, на стоимость кассовых чеков. Этот мини-договор купли-продажи и оказания услуг мы получаем и выбрасываем несколько раз в день. Но теперь это роскошь: владельцы бизнеса отмечают взлет стоимости чековых лент на сотни процентов.
Безусловно, ситуация коснулась и общественного транспорта, где за день в терминалы заправляют неисчислимое количество метров чековых лент. Мы спросили у частных и муниципальных перевозчиков, как они отреагировали на повышение цен и стоит ли омичам в ближайшее время ждать перехода на электронный формат.
Муниципальные перевозчики: запас до середины лета
В офисе главного муниципального перевозчика — ПАТП-8 — отметили более чем пятикратный рост цен на чековую ленту. Из-за этого предприятия даже временно приостановили ее закупку, чтобы не переплачивать в момент повышения стоимости.
— У нас в прошлом году заключали договор по ленте по 9,27 рубля — этой ленты хватит до середины июля. Сейчас поставщики предлагают [заплатить] от 55 до 85 рублей. Торги пока не открываем — время есть, ждем, что рынок успокоится и цена будет более-менее адекватная, — рассказал исполняющий обязанности директора ПАТП-8 Михаил Томилов.
Он добавил, что в данный момент предприятия не мониторят цены на этот товар, а ближайшие торги, вероятно, начнутся ближе к июню, чтобы «попасть на более спокойную почву и более приемлемую цену». При этом отмену бумажных билетов и переход на электронные чеки на предприятии пока не рассматривают.
— Почему бы и нет, — отвечает и. о. директора предприятия на вопрос о переходе на электронные чеки. — Но дело в том, что контролер проверяет пассажира: нет билета — значит безбилетник. Пока мы себе не можем этого позволить.
В «Электрическом транспорте» нам также сказали, что для трамваев и троллейбусов уже закуплен необходимый запас — на сколько его хватит, правда, не уточняется. Аукционы по закупке, в отличие от ПАТП, пока проводить продолжают.
— В настоящее время имеется необходимый запас чековой ленты. Аукционы проводятся, как и всегда. Стараемся отдавать предпочтение отечественным производителям. Есть одна компания, которая последнее время выигрывает аукцион, возможно, они и выиграют. Не готовы сказать точно — всё через аукцион проходит, — рассказали на предприятии.
Частные перевозчики: альтернатива в виде маленьких чеков
Куда хуже обстоят дела у частных перевозчиков, поскольку среди частников принято закупать ленту лишь на месяц-два. Поэтому доспецоперационные запасы уже подходят к концу.
— По цене: этот рулончик, который заправляется в терминал, стоил порядка 11–12 рублей. Последнее предложение мне было 11 марта — 60 рублей. Коробка в 280 рулончиков вместо 6000 стала стоить почти 16 000. Получается, рост почти в 300%. <…> На прошлой неделе мы проводили совещание в департаменте транспорта, и там наши перевозчики заявили, что поставщики уже просят по 120 рублей. Это уже увеличение не на триста процентов, а на тысячу с лишним. Если перевести ее в расчет себестоимости проезда, то только на этой ленте нужно стоимость проезда увеличивать минимум на рубль, — рассказал председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян.
По его словам, частники уже обращались в департамент транспорта и «Пассажирсервис» с просьбой уменьшить билет в два раза, оставив только необходимую информацию — наименование предприятия, его ИНН и стоимость проезда. Остальные же данные можно посмотреть и в онлайн-приложении банка.
Также предприниматели интересовались, можно ли вовсе отказаться от билетов при оплате безналом (по словам Владимира Геворгяна, на оплату по картам приходится абсолютное большинство прибыли — с налички порой трудно даже оплатить топливо). Однако этого не позволяет делать закон. Не помогло перевозчикам даже недавнее заявление ФНС о том, что бизнес не будут штрафовать за отсутствие чеков при проблемах с наличием бумаги. В ФНС оперативно объяснить ситуацию не смогли.
Подорожание отметил и директор «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, но, по его мнению, чековая лента — не самая существенная статья расходов, возросшая после введения санкций.
— Идет подорожание всего, в том числе и чековой ленты. Пока обходимся, какими-то экстраординарными путями ищем запчасти, ленту, платим втридорога, при этом тариф не растет. Но пока спокойно всё, работа идет, предпосылок к тому, чтобы всё остановилось, нет, — рассказал перевозчик и отметил, что, по его мнению, проблема надуманная.
Электронным билетам быть?
В муниципальном предприятии «Пассажирсервис», которое занимается продажей электронных билетов и обработкой транзакций в транспорте, нам сказали, что идея перехода на электронный формат билетов существовала и до сложившейся ситуации. Сейчас же обсуждение только набрало обороты.
— Там (в транспорте. — Прим. ред.) есть разные виды билетов: он может быть бумажный или электронный — вот по ним можно вести речь о том, чтобы сделать его полностью электронным. На данный момент этот вопрос рассматривается, — отметили на предприятии.
Правда, конкретики никакой в «Пассажирсервисе» не дают. Говорят, проблема находится на этапе поиска технической возможности и порядка выдачи электронного билета каждому пассажиру. Сроки реализации тоже неизвестны.
За подробностями мы обратились на уровень выше — в Департамент транспорта Омска. Получить оперативный ответ не получилось, поэтому мы направили в мэрию официальный запрос о ходе работы над электронными билетами и ожидаем ответа.