Александра Савельева — первая в Омске женщина, получившая права на управление электропоездом. Сейчас она проходит стажировку под присмотром машиниста-наставника, а через три месяца начнет управлять подвижным составом сама. Почему омичка выбрала традиционно «мужскую» профессию и для чего женам коллег понадобились ее фотографии — в репортаже NGS55.RU.
Электричка по пригородному маршруту Омск — Исилькуль отправляется через час. 26-летняя Александра Савельева проверяет подвагонное оборудование. Сначала она, вооружившись молотком, простукивает колеса, чтобы убедиться в их исправности, затем открывает трубки и продувает тормозную систему. Эти обязанности для нее не в новинку — на протяжении двух месяцев она работала помощником машиниста. А теперь перед ней стоит новая цель — освоить управление поездом. Совсем недавно девушка получила права машиниста.
— Я училась полгода в Москве. Это две совершенно разные должности, разные обязанности. У машиниста, конечно, больше ответственности. Мне очень сложно, но я буду стараться. Мне предстоит три месяца стажировки. Я переживаю, жду, надеюсь. Мои друзья и родственники сначала не верили, когда я им сказала, кем буду работать. Думали, что я шучу, а потом по факту, когда узнали, конечно, порадовались за меня, — рассказывает Александра.
В кабине ее ждет машинист-наставник. До отправления еще остается время, поэтому девушку испытывают практикой. Перед ней поставили задачу — проверить тормоза.
— Команды забивай и не забудь эту кнопочку нажать.
— Вот эту?
— Нет, другую.
Александра ошибается, но на ее лице ни капли смущения. Стеснительность не свойственна ее характеру. Девушка с техническим сладом ума подходит к делу с холодной головой. Именно такими качествами и должен обладать машинист, который отвечает не только за безопасность пассажиров, но и берет на себя ответственность принимать решения в нештатных ситуациях. А такие хоть и нечасто, но всё же случаются.
— На железной дороге ведь бывают и суицидники. А, например, в Москве много малолетних зацеперов. Сама не сталкивалась с такими ситуациями, но смотрела по видео: мальчики и девочки, которые хотят новых ощущений и цепляются за вагон, — делится переживаниями омичка.
Связать свою жизнь с железной дорогой она решила еще подростком. Александра Савельева вспоминает, что в школе им раздавали книги, где были собраны рассказы о разных профессиях. Тогда ее вдохновила форма работников РЖД. Так она поступила на механический факультет Омского университета путей сообщения. Летом во время каникул устроилась на подработку проводником. Девушка сопровождала пассажиров из Омска до Нижневартовска, Читы, Адлера и Новосибирска. Говорит, что от поклонников не было отбоя.
— Как мне сказал один пассажир: «Сколько раз вы встречали рассветы? А сколько раз провожали закаты? Сплошная романтика!» А однажды, когда я поехала в Москву, в поезде сразу двое парней пытались ухаживать за мной. Один даже подарил шоколадку с номером телефона, но я не перезвонила. Романтика, несомненно, есть. Но всё-таки, когда ты постоянно в дороге, семейная жизнь невозможна, — улыбается Александра.
После окончания вуза по распределению она устроилась нарядчиком в Новосибирске, где составляла графики для локомотивных бригад и отправляла их в рейсы. Но девушке было сложно жить и работать в чужом городе. Ей не хватало поддержки, да и снимать квартиру при небольшой зарплате одной было дорого. Так она вернулась в Омск — работала в моторвагонном депо оператором ЭВМ. Когда в прошлом году федеральное Министерство труда выпустило приказ, по которому для женщин стали доступны «мужские» профессии, Александра решила, что станет машинистом.
Первое время, рассказывает начальник моторвагонного депо Александр Петров, сотрудники железной дороги негативно восприняли новость о том, что в коллективе будет работать женщина. Со временем Александра развеяла все стереотипы. Теперь каждый по возможности пытается ей помочь, поскольку осознает, что управлять электропоездом тяжело в первую очередь психологически. С женами машинистов пришлось сложнее, они долго не могли принять тот факт, что теперь с их мужьями будет работать женщина, и ревновали их к новой сотруднице.
— Когда мы искали достойного и грамотного машиниста, который мог бы всё ей рассказать и показать, подбирали кандидатуры. Слухи об этом разошлись. Начались звонки от жен, вплоть до того, чтобы мы прислали им фотографию, чтобы они посмотрели на Александру и согласовали, можно будет их мужьям ездить с ней или нельзя, — смеется начальник моторвагонного депо.
После трех месяцев стажировки Александре предстоит сдать экзамен. В «обкаточной» поездке ей нужно продемонстрировать свои навыки управления электричкой. Девушка уверена — всё обязательно получится.