Мы не претендуем на научную достоверность — в показателях возможны погрешности. Рассматривать этот текст стоит исключительно как развлекательный.
Совсем недавно в Омск привезли новые трамваи «Спектр» с завода «Уралтрансмаш». Некоторых омичей это смутило, ведь трамваи новые, а рельсы старые (на некоторых фотографиях дальше это будет особенно заметно). Корреспондент и фотограф NGS55.RU проехались по маршруту № 4 с сейсмографом, чтобы проверить, сильно ли трясёт в трамвае и на каких участках. Для определения мы использовали специальное мобильное приложение «Сейсмограф», которое измеряет колебания по шкале Рихтера. Пока мы ехали в трамвае по городу, шкала выше 1–2 баллов не поднималась. Но были и исключения. Мы выделили несколько точек, которые нас немного потрясли. Во всех смыслах.
Путешествие с сейсмографом началось с конечной остановки «Улица Котельникова». Пока трамвай набирал скорость, показатели на сейсмометре были не очень высокие. Первые потряхивания начались на повороте перед остановкой «Ленинский рынок». Путь оттуда до «Гостиницы Омск» приложение оценило в 2–3 балла — это слабые и очень слабые колебания, которые практически не ощущаются. Повреждений при таких толчках обычно нет. Например, в Алтайском крае землетрясение с той же магнитудой произошло два года назад, и его мало кто заметил.
На пересечении рельсов на повороте у цирка толчки были помощнее. Их мобильный сейсмограф оценил в 4 балла. Если сравнить с катаклизмом, то это легкие колебания, при которых повреждения либо отсутствуют, либо очень и очень слабые. Например, что-то подобное испытывали жители Сахалина 9 ноября.
Настоящее испытание поджидало нас в районе остановки «Трамвайное депо». Там приложение показало целых 5 баллов. Такое сотрясение, если оно случается в природе, воспринимается как умеренное, при нем возможны легкие повреждения. В сентябре этого года, например, землетрясение с той же магнитудой произошло неподалеку от озера Байкал в Иркутской области. Его ощутили жители Иркутска, Ангарска и Улан-Удэ.
В центре города приложение тоже засекло колебания. Участок от остановки «Улица Маяковского» до «Маршала Жукова» периодически показывал 2–3 балла по используемой шкале. Жителей Японии этим точно не удивишь. В апреле 2020 года количество подземных толчков такого масштаба в Стране восходящего солнца достигло 16 за месяц.
Следующие точки с сильным сотрясением были уже в районе улицы 2-я Восточная. Там колебания достигали 4–5 баллов.
Амурский поселок совсем не обрадовал нас своими показателями. На улице Челюскинцев, в районе ЛДС имени Фетисова, сейсмограф зафиксировал 4 балла. А вся улица Багратиона, на которой закончился наш путь, — один сплошной аттракцион с магнитудой в те же 4–5 баллов. Это такая же сейсмическая активность, как в Кемеровской области в 2013 году.
Кстати, накануне мэрия сообщила, что в Омске закончили ремонтировать 1395 метров трамвайных путей. Основные работы велись на улицах Лермонтова и Богдана Хмельницкого. Всего на ремонт потратили 26 миллионов рублей. Будем надеяться, что в следующем году в трамваях трясти станет ещё меньше.