Дороги и транспорт Повышение цен на проезд интервью «Три года не повышали, это неправильно»: глава дептранса — о новой стоимости проезда

«Три года не повышали, это неправильно»: глава дептранса — о новой стоимости проезда

Интервью с директором департамента транспорта Александром Вялковым

По словам Александра Вялкова, окончательное решение по ценам на проезд будет приниматься «даже не в этом кабинете» — всё решат депутаты

Омский департамент транспорта планирует поднять стоимость проезда с 1 января следующего года с 22 до 30 рублей. Мы уже выяснили у омских перевозчиков, как это отразится на проезде в частном общественном транспорте, после чего обратились к инициатору этих изменений — директору дептранса Александру Вялкову. Мы поговорили с ним о том, почему было принято такое решение, как это повлияет на бюджет города и что делать в этом случае омичам.

О ценах на проезд

— В новом предложении департамента транспорта речь идёт о сумме в 30 рублей — таким будет тариф, который впоследствии будет утверждаться РЭК (с компенсацией межтарифной разницы), или непосредственно цена билета на одну поездку?

— Сегодня существует экономически обоснованный тариф, который определяет затратную часть муниципальных предприятий. И одновременно с ним существует решение горсовета, ограничивающее уровень провозной платы — 22 рубля. В результате возникает межтарифная разница между экономически обоснованными затратами и платой, установленной депутатами. Мы предлагаем изменить нижнюю границу — провозную плату, чтобы уменьшить межтарифную разницу. Верхнюю границу значительно изменять не планируем, уже подали документы в РЭК, она там на уровне 40 рублей (сейчас 38 рублей. — Прим. ред.). Вообще, мы очень серьёзно оптимизировали затраты. Если 38 рублей в этом году нужны были нам для выживания, то сейчас мы закладываем в них и лизинг — тратим на обновление [подвижного состава].

Почему предлагаем изменить уровень провозной платы? Потому что вопрос давно назрел, обсуждали его с частными перевозчиками, они тоже говорят мне — экономическая ситуация в стране такова, что становится невыгодно осуществлять перевозки. Бизнес становится убыточным, возникают проблемы, которые скажутся на объёмах перевозок, отразятся на каждом пассажире. Три года не повышали оплату за проезд, и это было неправильно. Каждый год по уровню инфляции нужно было каким-то образом сдвигать эту границу, а сейчас возник пробел в бюджете, который мы вынуждены компенсировать. Именно депутаты устанавливают границу, которую считают нужной для жителей города, и эту границу нужно повышать, чтобы уменьшить дотации бюджета на межтарифную разницу.

В моём понимании помощь, которая оказывается пассажирам с помощью компенсации этой разницы, должна быть адресной. Нужно пересматривать своё отношение к пассажирам, мы в первую очередь должны думать о школьниках, студентах, пенсионерах. Нужно сформировать разрыв тарифов. 30 рублей — стоимость билета при оплате наличными, а для безналичной оплаты нужно ввести сниженный тариф в 25 рублей. Безналичная система оплаты сейчас реализуется во всём муниципальном транспорте, и с частниками разговариваем о том, чтобы увеличить этот сектор. Они с этим соглашаются, будут делать всё для того, чтобы увеличить объём безналичной оплаты. Это позволит регулировать рынок и измерять пассажиропотоки более точно, поскольку безналичная схема прозрачна, мы видим каждого пассажира, можем посчитать, где и кого кто перевёз.

Плату за проезд в муниципальном транспорте планируют повысить с 1 января

— По наличной и безналичной системе цена проезда понятна, а сколько будут платить льготники, школьники, пенсионеры? Сколько будет стоить провоз багажа?

— Все эти значения в любом случае будут ориентироваться на уровень провозной платы, который установят депутаты. Мы лишь вышли с предложением, а окончательное решение за ними. Если посчитают необходимым, то примут повышение, если нет — оставят всё на прежнем уровне или вовсе понизят цены. Поэтому как только мы будем понимать тот уровень провозной платы, который утвердят депутаты, мы будем формировать постановление в администрацию города, которое будет устанавливать тарифы для льготников. Но, учитывая адресную политику, я думаю, эти льготы сделаем даже более значимыми, чем сегодня.

— А изменятся ли тарифы электронных проездных?

— Возможно, да. Опять же, этот вопрос мы будем обсуждать только после решения горсовета. Возможно, будем отрабатывать дополнительные виды [тарифов] — есть много предложений, в том числе от частников. Мы понимаем, что какие-то тарифы нужно поменять, но в целом пока не буду говорить чего-то конкретного, чтобы не вводить в заблуждение, потому что всё это находится в стадии проработки.

Проанализировали ситуацию в других городах, там проезд намного дешевле — например, в Новосибирске, где билет на автобус стоит 19 рублей. Как им удаётся сохранять цены на таком уровне, и почему мы не можем так же?

— Если им бюджет города позволяет и депутаты считают возможным платить такие компенсации перевозчикам... Конечно, в последнее время у нас снизился уровень расходов, но в любом случае если мы не будем повышать провозную плату, то не преодолеем этот разрыв, и его придётся компенсировать из бюджета.

Тарифы электронных проездных могут измениться

— Повышение ещё не произошло, но многие омичи уже недовольны. Что можете ответить жителям города на их критику?

— Безусловно, это мера непопулярная, но необходимая, чтобы обеспечить объём перевозок. Сейчас дорожает всё: тот же отопитель для салона в 2016 году стоил меньше шести тысяч, сейчас — 12 тысяч. Если мы не будем повышать цены, то пострадает качество, а это в том или ином виде отразится на пассажирах. Совет один — уходите в безналичную схему оплаты проезда. Сейчас много тарифных планов, которые позволяют уже в существующей ситуации прилично экономить, — есть повременный проездной, который позволяет осуществить две поездки за 22 рубля. Мы живём в миллионнике, и для него нормальна ситуация, когда из одной точки в другую человек передвигается с одной пересадкой. Это норматив, который ещё в декабре прошлого года приняло министерство транспорта. Сложно сформировать схему так, чтобы из одной точки в другую можно было добраться беспересадочно, поэтому безналичная оплата выгодна для пассажиров.

— Снизит ли эта мера нагрузку на городской бюджет?

— Даже если будем сравнивать с будущим сниженным тарифом нынешнюю цену в 22 рубля, это будет около 20% экономии — значительная поддержка для бюджета, которую вместо компенсации межтарифной разницы можно направить на что-то социально значимое.

О том, как будут регулировать частников

Во время прошлой встречи мы говорили о том, что работа частных перевозчиков станет упорядоченной, и все они начнут ездить по регулируемым тарифам. Как будет реализовываться этот переход?

— Мы прорабатываем с перевозчиками единые правила, обсуждаем сам процесс перехода. Это не будет чем-то революционным, не будет конкретной даты, когда все сразу станут регулируемыми. По мере окончания договоров будем заключать муниципальные контракты. Отрабатывается документация, обсуждаем с частниками все риски, опасения, которые могут возникнуть, рассматриваем альтернативные пути. У нас достаточно много времени до конца следующего года, чтобы сделать процесс максимально мягким и комфортным для пассажиров, чтобы не потерять объёмы перевозок. Сейчас конкретных перевозчиков не буду называть, но значительная часть готова идти в этот эксперимент и пробовать в пилотном проекте эту историю.

— Тем не менее пока эти планы не реализованы. Как будет решаться вопрос по повышению оплаты проезда с частными перевозчиками в этом случае?

— Мы чётко понимаем, что муниципальный транспорт является стабилизатором регулярного рынка. Если муниципалы не повышают провозную плату, то и частникам нет смысла этого делать. Если же муниципальный транспорт пойдёт на повышение, то и частники будут сдвигаться. Но я не думаю, что они пойдут за границу тридцати рублей. Скорее всего, провозная плата выровняется — за наличные проезд будет стоить 30 рублей как у частников, так и в муниципальном транспорте. Но если частный перевозчик захочет обслуживать больше пассажиров, безналичные способы оплаты будут гораздо выгоднее как для него, так и для пассажира. Таким образом, мы максимально выровняем условия и зададим единые правила игры. Если едешь по безналу, платишь меньше, но платишь вбелую, не используя чёрный нал. Это те суммы, с которых, по сути, будут оплачиваться налоги.

Многие частные перевозчики готовы перейти на безналичную систему оплаты 

— А не может возникнуть такая ситуация: в муниципальном транспорте цена проезда поднимется, а частные перевозчики оставят её на уровне 25 рублей?

— Мы с частным бизнесом достаточно плотно общаемся, еженедельно обсуждаем все наши проблемы, потому что мы работаем в одной отрасли, не отделяем себя и не позиционируем как противоборствующие стороны, пытаемся решить все проблемы совместно. Я уже обсуждал с коллегами эту ситуацию, и все говорят, что их экономика серьёзно страдает, не выносит повышения цен.

Например, если говорить про дизельное топливо... Последний раз мы провозную плату повышали в апреле 2016 года, тогда топливо стоило 30 рублей. Сегодня мы заправляемся уже по 47 рублей, рост тарифов — примерно 60%. Не исключается ситуация, что после Нового года дизельное топливо вырастет значительно в цене. Мы очень надеемся, что правительство примет все меры, чтобы стабилизировались цены на рынках, но мы должны ситуацию отрабатывать, не подвергать риску экономику предприятия, чтобы процесс перевозок был и существовал стабильно.

О том, как ещё можно экономить

— И всё-таки: повышение оплаты за проезд произошло не из-за лизинга (мэрия закупила в лизинг 20 автобусов большого класса и 100 маршруток. — Прим. ред.)?

— Лизинг уже включён в те 38 рублей, которые мы планируем на будущий год. В этой части мы здорово оптимизировали свои расходы, и там значительную часть занимает лизинг. Это необходимая ситуация — износ парка превысил 90%, и мы столкнулись с той ситуацией, при которой не могли гарантировать стабильный процесс перевозок. Необходимо было обновляться, и мы обновляемся. Мы покупаем 100 автобусов малого класса, которые направляем на социально значимые маршруты с низким пассажиропотоком. Расходная часть этих автобусов в четыре раза дешевле, чем у большого автобуса.

Новые маршрутки уже появились в городе, правда, пока у частного перевозчика — Виталия Торопова

— Вообще заметна экономия после покупки новых автобусов?

— Безусловно, получаем положительный эффект, ощущаем его в первую очередь в части стабильности перевозок. Например, если идёт автобус со значительным износом — велика вероятность, что он просто не дойдёт до конечной точки. Это самое неприятное. Сейчас мы понимаем, что у нас новые транспортные средства, которые работают стабильно, в которых водителям комфортно работать. Естественно, регулярность перевозок повысилась и потянула за собой экономический эффект — видим, что рост доходов пошёл, по сравнению с прошлым годом порядка 5%. Это уже в денежном выражении достаточно значительная сумма.

— Прошлого директора дептранса Алексея Мартыненко упрекали, что он не мог определиться с ролью муниципального транспорта — социальная функция или прибыль. У вас есть чёткое понимание, в какую сторону всё-таки должен двигаться общественный транспорт?

— Это действительно очень сложная задача — одновременно и соблюсти интересы граждан, и заработать достаточное количество средств для того, чтобы предприятие эффективно функционировало. Мы понимаем, что наша задача — обеспечить доступные качественные безопасные перевозки, мы в этом направлении двигаемся и делаем для этого всё. В тех местах, где мы можем оптимизировать, будем оптимизировать, ставить малый класс и выполнять перевозки. Поэтому задача одна, и разделять соцнаправление с экономической эффективностью нельзя, их нужно решать в комплексе — и обеспечить перевозку, и заработать на этом денег. Нужно найти золотую середину, искать способы оптимизировать расходы даже на самом низкобюджетном направлении.

Виктор Старцев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства