Не успели отгреметь дебаты о метро и строительстве скоростного трамвая, как департамент транспорта мэрии Омска объявил всеобщую оптимизацию и сообщил о полном обветшании муниципального автопарка. 15 апреля власти заявили о реорганизации еще 7 автобусных маршрутов. Как поясняют горожанам, стартовавшая в 2014 году оптимизация общественного транспорта, по сути, является крайней мерой для сохранения и функционирования муниципального автопарка. О перспективах передвижения по Омску читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
Во вторник, 15 апреля, директор департамента транспорта Олег Осинский объявил о продолжении оптимизации городского муниципального транспорта. С января 2014 в рамках этой программы уже была закрыта троллейбусная линия № 11, 8 автобусных маршрутов объединили в 4, а на 9 направлений вместо муниципальных автобусов вышли частные перевозчики на «ГАЗелях».
Новый виток маршрутных изменений стартует 19 апреля, говорит начальник отдела организации перевозок департамента транспорта Игорь Кожухов. В этот раз омичи простятся с автобусом № 68, его заменит обновленный маршрут № 22, объединенный с автобусом № 107, который будет следовать от ул. Бархатовой до МСЧ-9. Также в один будут слиты маршруты № 7 и 14, которые под № 14 будут ездить от железнодорожного вокзала до Николаевки. Жителям ул. Индустриальная, Промышленная и 3-я Транспортная придется проститься с автобусом № 73, он будет отныне ездить только по ул. Лизы Чайкиной, а из района ПО «Иртыш» и Привокзального поселка горожане теперь смогут доехать на единственном в тех краях автобусе № 18 не до центра города, а только до вокзала. Многим пассажирам будет не обойтись без пересадок.
«Пересадка — это резкое ухудшение качества транспортного обслуживания и попытка заработать лишние деньги. Любой специалист в сфере транспорта знает, что есть определенный предел, когда пассажир просто перестает платить и ездить. Беспокоит и то, что на многих маршрутах останется только немуниципальный транспорт. Частники — всего лишь коммерсанты и не несут ответственности за срыв графика перевозок».
Олег Осинский признает правомерность опасений экспертов. «На маршруте № 11, в микрорайоне Загородный, частный транспорт прекратил перевозки, так как даже 1 месяц работы автобуса средней вместимости на данном маршруте принес лишь убытки. Обязать частных перевозчиков работать на нерентабельных маршрутах мы не можем, поэтому муниципальные предприятия по-прежнему вынуждены нести потери на этих участках», — заявляет глава ведомства.
Департамент транспорта отмечает, что оптимизация — вынужденный шаг, обусловленный экономическими проблемами.
По данным Региональной энергетической комиссии Омской области, при тарифе в муниципальных автобусах в 16 руб. себестоимость перевозки 1 пассажира составляет 20 руб., разница компенсируется из средств городского и областного бюджетов.
При этом с 2012 по 2014 год размер выделяемых на это средств сократился в 3 раза, отмечает глава департамента транспорта.
Именно в нехватке средств и кроется причина сокращения маршрутов, уверяет член координационного совета по стратегии развития города при мэре Омска Игорь Федоров. «Департамент транспорта пытается вывести общественный транспорт на безубыточную работу, так как убытки крыть нечем, отрезает убыточные маршруты. При нынешнем финансировании сделать ничего нельзя, а в перспективе Омск ждет полное исчезновение муниципального транспорта», — предсказывает Федоров.
Профессор СибАДИ Эдуард Сафронов утверждает, что
общественный транспорт в принципе нигде не приносит прибыли, и задача властей — перераспределить потоки из казны.
«В развитых странах в бюджете города есть отдельная строка — «Транспортные расходы». Там городской транспорт дотируется из бюджета на 50–70 %. А один из главных недостатков бюджетной политики нашего города в том, что у нас в принципе не предусмотрены расходы на транспорт», — делится видением эксперт. При таком отношении к муниципальному транспорту Омск ждет увеличение числа коммерческих перевозчиков и личного транспорта, пробки и ухудшение экономической ситуации в целом. «Город не может экономически развиваться без муниципального транспорта», — считает профессор.
Отсутствие денег на дотации транспортникам, в том числе для расходов на приобретение нового подвижного состава, признает и Олег Осинский. По его словам, «целевое финансирование предприятий городского пассажирского транспорта действительно не предусмотрено бюджетом города».
Анна Акелькина
Фото Ольги Ярцевой