Омичка Кристина Соловьёва с детства ходила в художественную школу и рано познакомилась со швейной машинкой. Несколько лет назад она занялась новым для себя делом — дизайном одежды для кукол.
Сегодня у 33-летней сибирячки есть популярная страничка в Instagram, на которую подписаны около 12 тысяч человек. И посмотреть на ней есть что: куклы, будто на страницах глянца, позируют в разных позах, а их одежде позавидует любая модница. У пластиковых моделей продумано всё: прическа, макияж, украшения и look. Вокруг — люксовые интерьеры. Деталей столько, что рассматривать миниатюрные фотопостановки можно подолгу.
Шитьё кукольной одежды для Кристины Соловьёвой — не хобби, а профессия, которая приносит хороший заработок. Хотя о ценах на хендмейд-изделия девушка говорит неохотно, но о творчестве может рассказывать часами.
Игры для взрослых
— Как ты представляешься людям при знакомстве? Кто ты по профессии?
— Я — дизайнер одежды для коллекционных кукол. Сразу показываю свой Instagram, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз объяснять. Мои работы лучше меня расскажут. Первый вопрос, который задают: «Это же всё маленькое?!» Да, это всё маленькое.
— Когда сшила первую одежду для кукол? Сейчас, когда смотришь на первые работы, что про них думаешь?
— Я начала шить [одежду] на кукол, кажется, 6 или 7 лет назад. Мои первые работы вызывают у меня гордость, на самом деле. Я же всегда шила хорошо. Мне не нравится только, как я фотографировала тогда, вот это реально смешно смотреть сейчас. На фото ниже мой первый аутфит (то есть полный комплекс одежды, который включает в себя аксессуары, обувь, основной комплект образа. — Прим. ред.), парный сделала. Ну разве плохо? Мне кажется, супер вообще, особенно для первого раза.
— Как пришла к этому делу?
— У меня художественный талант, и с самого детства, сколько себя помню, я развиваюсь только в этой области. Я всегда придерживалась идеи быть свободным художником, работать на себя. Это ещё связано с моим очень жестким характером, работа в коллективе и начальство — это не для меня.
Именно эта работа выкристаллизовалась сама собой из хобби коллекционирования кукол, образования дизайнера плюс многочисленных курсов, которые я прохожу раз в год: фотография, шитье нижнего белья, построение бизнеса, ведение соцсетей. Всё это в один момент сложилось как пазл, я даже сама удивилась, что так может быть.
— Какие навыки тебе пришлось освоить? Этому же не учат ни в вузах, ни на мастер-классах.
— Моё основное образование — это дизайн среды. Шила я с детства на любительском уровне, но очень активно, никогда не переставала. Потом во взрослом возрасте я получила профессиональное швейное образование в колледже на 21-й Амурской. Еще прошла курсы шитья нижнего белья, так как его я больше всего люблю шить. И курсы фотографа. Если научиться хорошо снимать людей и предметную съемку, то и миниатюру лучше сможешь снять.
— Кто твои клиенты? Это же не девочки, которые играют в Барби?
— Нет, это взрослые коллекционеры, конечно. Например, как игрушечные машины: есть детские, есть для взрослых. Куклы есть тоже игровые и есть коллекционные. И их очень много разновидностей. Есть винтажные, есть современные; статичные, шарнирные. Разного масштаба. И каждому человеку интересно что-то своё. Кукла — это предмет, взаимодействие с которым пробуждает у людей их собственную творческую активность. Самое частое, что делают коллекционеры, — это, конечно, фотосессии, для этого нужна разная одежда и парички, и потом уже хочется купить какой-то реквизит, может, и диораму, а потом наполнить её мебелью и т.д. Кто-то пишет истории наподобие сериалов про кукол, сопровождает фотографиями, или комиксы. Множество людей просто хочет держать кукол в витринах для украшения интерьера, меняют им образ время от времени.
Ещё я часто вижу Instagram от имени куклы, как она путешествует, где гуляет, проводит свой день… У кого на что фантазии хватает, в общем.
— Пандемия ударила по бизнесу?
— Мои клиенты — это самые потрясающие люди, я серьёзно. Я и раньше всегда поражалась, насколько хорошие, позитивные люди мне попадаются. Но в этом году мои покупатели превзошли даже мои представления. В марте Почта России продолжила принимать посылки и несколько месяцев делала вид, что всё нормально, даже цены подняла. А сама тем временем складировала в течение трёх месяцев посылки на складах — и обычные, и EMS. По горячей линии и в соцсетях отвечали, что посылки якобы уже покинули страну. Представь, какой трэш творился у тех, кто торгует с заграницей, как я. Все творческие люди, которые сами себе нашли возможности реализации, встряли на суммы многомесячных продаж. Торговые площадки, через которые мы работаем, естественно, списывают деньги за недоставленные товары, PayPal блокировал аккаунты за многочисленные споры, открытые покупателями. Что творилось, это кошмар!
Я узнала, что мои посылки никуда не идут, только где-то в конце мая. Когда узнала, в чем дело и каковы масштабы катастрофы, приняла решение какое-то время не продавать ничего, а дождаться прибытия всех тех посылок, которые в пути. Писала покупателям, объясняла ситуацию, и вот чему была удивлена, так это их терпению и выдержке. Они еще сами меня умудрялись поддерживать! Ни один человек не открыл спор, все дождались своих посылок, а это заняло от 2 до 5 месяцев! Последняя посылка пришла вот — примерно пару дней назад. Я не работала 2 месяца в итоге — июнь и июль. Но я была занята в это время, болела ковидом. Так что стресс на стрессе, обалденное лето. И вот только благодаря моим покупателям, моим супергероям, которые не требовали деньги, а ждали и продолжали поддерживать меня, мне не пришлось тратить накопления, и рейтинг магазина не упал ни на сколько. Все оставили максимально высокие отзывы и продолжают делать у меня покупки. Хотя у других продавцов, кто работает, как я, там всякие были истории.
— Какая география у твоих посылок?
— Продаю я только за границу. Большинство покупателей у меня из США, много из Европы, есть ещё некоторые азиатские страны, Австралия. Для меня это не проблема, я говорю по-английски и ещё у меня склонность к изучению языков, я некоторые другие понимаю интуитивно, плюс использование переводчика. Получается общаться практически на любом языке, на котором пишет покупатель. Это очень интересно, я считаю это плюсом работы.
— А что это за куклы у тебя вообще? Это же не Барби?
— Я остановила свой выбор на куклах Fashion Royalty. Они масштаба 1/6, ростом, как Барби или, может, чуть повыше. Их у меня немного по меркам коллекционеров, потому что я больше одежду люблю, чем кукол. Есть и две коллекционные Барби у меня. Ещё недавно я купила куклу побольше 1/4, Tender Creation, это авторская шарнирка. Также планирую купить куклу сестер Поповых и куклу Marmitesue.
Инвестиции в будущее
— Сколько времени ты работаешь над каждой вещью?
— В первые годы работы я тратила много времени на каждую вещь, на любую мелочь. Но от этого они не лучше, чем то, что я быстро шью сейчас. Я не люблю вымученные вещи, над которыми много сидят. Мои вещи вылетают у меня из рук, как птички. Я очень быстро шью, и мне нравится, когда строчки уверенные, вещь отутюженная, хрустященькая такая вся.
— Работаешь по какому-то графику или «по вдохновению», как художник?
— Над коллекцией я работаю по настроению, могу месяц взять перерыв для этого, могу неделю выделить для капсульной коллекции. [Могу] относительно долго шить какую-то новую вещь, когда придумываешь её, выбираешь декор, рассматриваешь, а повторы — уже быстро.
Я работаю очень много, потому что для меня это комфортное состояние. У меня есть график продаж, которого я придерживаюсь, а выходные и отпуска делаю себе, когда они мне нужны, как-то так. Целыми днями я шью, каждый день, мне это интересно и как досуг, и как заработок.
— Как проходит весь процесс от задумки до отправки товара?
— Я стараюсь выпускать хотя бы раз в сезон одну коллекцию. Ее я, конечно, отрисовываю сначала, потом ищу подходящие ткани. Или, наоборот, придумываю из тканей, которые уже где-то увидела или купила, и они меня на какую-то мысль натолкнули. Отшиваю, фотографирую и открываю продажу. Одни и те же вещи я много раз копирую, и поэтому ассортимент постоянно растет.
— То есть каждая вещь шьется не в одном экземпляре?
— Нет, я много раз одну и ту же вещь отшиваю. Я сама люблю делать фото в парных или тройных аутфитах, и покупатели у меня такие же есть. Вот эти платья (на снимке ниже. — Прим. ред.) — это был один заказ, 15, кажется, штук я сшила. Это для кукольной конвенции, которая в Америке проходит каждый год. Мой покупатель купил это для своих соседей по столу в подарок, есть такая традиция.
— Твои идеи воруют?
— К сожалению, да, вещи повторяют. Я стараюсь не смотреть и не фокусироваться на этом, потому что меня расстраивает вид моих вещей, как будто через мясорубку пропущенных. Но в личку пишут иногда, скидывают чьи-то копии. Что делать — созерцаю сижу.
— Ты работаешь над всем сама или у тебя команда?
— Я работаю одна, никаких помощников не планирую, потому что это не то направление развития, которое я для себя вижу.
— Кем ты себя видишь лет через 30?
— В 50–60 я планирую быть на пенсии, чилить где-нибудь в Таиланде. Для этого сейчас собственно я и работаю так много, создаю накопления, занимаюсь инвестициями, я уже купила одну квартиру и планирую ещё.