На площади у железнодорожного вокзала всегда кипит жизнь: одни люди спешат, чтобы не опоздать на поезд или электричку, другие, напротив, вернулись домой и теперь разбредаются по городу. С огромными сумками они идут мимо необычного здания, которое находится по соседству с ж/д вокзалом, на улице Марченко, 1. Здесь же останавливаются автобусы и троллейбусы, здесь же таксисты высматривают новых клиентов.
Человек, проходящий мимо, сперва обращает внимание на центральную часть — кирпичную: на арочные окна, которые сегодня редко где встретишь, на выдающуюся крышу, на многочисленные детали фасада. Затем он устремит взгляд на деревянные части здания, примыкающие к центру. Что это за здание? Когда оно было построено и для чего? Ответы на эти вопросы NGS55.RU попытался получить у историка, краеведа и искусствоведа.
От молитвенного дома до железнодорожной школы
В конце XIX века в Российской империи началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Она должна была связать европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком. Уникальный проект хотел воплотить в жизнь император Александр II, но начался этот процесс только при его сыне Александре III.
Строительство исторического здания в Омске стало возможным благодаря Фонду имени Императора Александра III для постройки в районе Сибирской железной дороги церквей и школ, который образовался на старте строительства железнодорожных путей. Деньги на возведение таких учреждений давали жертвователи, сообщается в историческом очерке к десятилетию комитета Сибирской железной дороги «Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем». Так комитет хотел помочь переселенцам из европейской части в Сибирь — людям было непросто привыкнуть к новым условиям жизни.
Переселенцы и железнодорожники ощущали сильную потребность в церквях и школах возле главнейших станций железной дороги. Поэтому в середине 1890-х на деньги Фонда начинается строительство церкви Троицы Живоначальной и того самого красивого здания — молитвенного дома во имя Казанской Божьей Матери (в котором до постройки храма совершалось богослужение). Датами постройки последнего значатся 1894–1897/98 годы. Позже, в 1900 году священнослужитель Климент Скальский в описании Омской епархии отмечал, что в здании предложили сделать церковно-приходскую школу железной дороги.
Судя по справочной книге Омской Епархии за 1914 год от Иоанна Голошубина, в свое время школа носила название «Соловецкая» (на ее устройство 1000 рублей жертвовал Соловецкий монастырь). На тот момент в ней обучались до 450 учениц. Упоминал он и двухклассное железнодорожное училище (до 470 учеников), находящееся в приходе церкви.
По данным историка Н. И. Лебедевой, церковь и школу проектировал и строил начальник участка службы пути, гражданский инженер Александр Хегстрем. В начале XX века училище переехало в собственное, специально построенное новое здание (ныне — Омский колледж транспортного строительства на Лобкова, 17). Таким образом, в здании возле церкви осталась работать только церковно-приходская школа.
Русский стиль и геральдическая лилия
Историческое здание интересно своей архитектурой. Омский искусствовед Жанна Хахаева говорит, что его возводили в русском стиле, причем характерном для железной дороги:
— У них кирпичная часть в центре — она несгораемая. Там лестница. А вот крылья пристроенные: одно было одноэтажное, а другое — двухэтажное. Второй этаж надстроили к этому крылу, даже не знаю когда, оно отличалось тем, что у него не было резьбы по фризу. Асимметрия, конечно, в русском духе, но в стиле конца XIX века она все-таки еще не приветствовалась. Возможно, таковы были градостроительные условия — допустим, вблизи стояло здание, которое пока нельзя было снести. Возможно, в одноэтажной части был какой-нибудь зал — общий, актовый, церковный, спортивный... В советское время крыло стало двухэтажным.
Для Омска непривычно решение строить здание одновременно из кирпича и дерева, однако, по словам Жанны Хахаевой, оно вполне логично для ведомства, не обладавшего большими деньгами. К слову, аналогичным образом в 1896 году возвели железнодорожный вокзал в городе Шуя: его центральная часть сделана из кирпича, а боковые — из дерева.
Фасад примечателен красивым архитектурным элементом — геральдической лилией. Одна лилия находится над центральным входом, другая — в районе крыши здания и тоже посередине. Достоверно неизвестно, какой смысл в этот символ вкладывали авторы здания. На эту тему историки и краеведы могут лишь выдвигать теории. Историк Борис Коников выдвинул гипотезу о том, что таким образом Российская империя отдала дань уважения Франции.
— Лилия — это эмблема французских королей. Понятно, что Омск и Франция разделены тысячами километров, но я узнал, что император Александр III выстраивал тесные отношения с Францией. Он даже там побывал, и сейчас в Париже есть железнодорожный мост имени Александра III. Франция нужна была ему в противовес формирующейся коалиции Германия — Австро-Венгрия. Он предчувствовал, что они не очень дружелюбны к России. И в этой связи я подумал, что 1894 год — это самый удобный момент для того, чтобы отдать дань уважения Франции, разместив эмблему Бурбонов — правящей династии французских королей. Такая у меня сложилась гипотеза. Получит ли она подтверждение или же будет отвергнута, это уже задача историков архитектуры, — рассказал Борис Коников.
Историк Павел фон Винклер, изучая русскую геральдику, отмечал, что в общехристианском толковании изображение лилии означает надежду и целомудрие. Это может нас отсылать к Соловецкому монастырю, название которого когда-то носила школа.
От железнодорожной школы к музыкалке
При советской власти в первой половине XX века церковь Троицы Живоначальной была разрушена. Церковно-приходская школа стала обычной железнодорожной. В Омске вовсю развивалась сфера обслуживания железной дороги: работали техникум железнодорожного транспорта и колледж транспортного строительства. Тем временем выросло и количество общеобразовательных школ: одна из них зашла в историческое здание на Марченко и работала в его стенах в 1970-х.
— У нас раньше школы помещались в любых домах более-менее просторных — и реквизированных, и приспособленных. Со строительством школ по типовым проектам, более поздним, естественно, школы стали расширяться и переезжать в более подходящие здания. Совершенно естественный, объяснимый процесс. Школа, скорее всего, стала общегородской, а не железнодорожной, так зачем это здание, спрашивается? — говорит Жанна Хахаева.
Затем, с 1979 по 1983 год, по информации директора ДШИ № 4 Алексея Дубянского, в здании работала фармацевтическая фабрика. А в 1984 году туда переехала музыкальная школа (ныне ДШИ № 4), которая до этого момента располагалась в бараках по улице Лобкова.
В 1989 году случилось еще одно значимое событие: зданию уже бывшей железнодорожной школы присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения.
Внутри здания
За 60 лет работы музыкальная школа, а ныне детская школа искусств № 4, выпустила более 2300 человек. Многие из них стали профессиональными артистами и педагогами.
Внутри здания чисто и ухоженно. Справа от входа располагается крупный стенд, посвященный музыканту Юрию Вострелову. В 2016 году школа стала носить имя своего выдающегося выпускника. Юрий Вострелов был первым советским баянистом, получившим звание «Чемпион мира» на международном конкурсе в Англии в 1968 году.
Внутри школы не замечаешь архитектурных элементов, которые отсылали бы к историческому прошлому, однако есть любопытная лестница. По словам историка Бориса Коникова, ее чугунные перила оригинальны. Он говорит, что в те времена подобные лестницы могли производить лишь на двух предприятиях:
— Первый источник — знаменитый Каслинский чугунолитейный завод на Урале. У нас во дворце генерал-губернатора каслинская лестница. Второй вариант — завод Куликова. Он мастер, блестяще умел отливать из чугуна. Разбогател и построил в районе 10-летия Октября чугунолитейный завод. Но сделал он это в 10-е годы XX века. То есть не исключено, что это всё же каслинское литье.
На первом и втором этажах школы располагаются музыкальные классы. Многие из них во время нашего визита были закрыты, но из-за некоторых дверей доносились звуки игры на музыкальных инструментах. На первом этаже располагается большой актовый зал, где устраивают концерты. Интересен остекленный арочный проход, повторяющий фасад здания, и высокие потолки, с которых свисают люстры. В интерьере нашлось место лепнине.
В 2020 году в школе искусств провели ремонт с частичной заменой окон. На это выделили 2,4 миллиона рублей. В следующем году по нацпроекту «Культура» из бюджета ушло более 4 миллионов рублей на реставрацию фасада здания, замену окон, восстановление отмостки, цоколя и водостоков. В 2022 году на ремонт затратили еще около 6 миллионов. На сегодняшний день все работы завершены. Краевед Игорь Коновалов отметил, что здание удалось привести порядок, хотя идеальной реставрации не было:
— У здания сложная судьба. Буквально два года назад была последняя реставрация. Со стороны двора угловой простенок сгнил полностью. Но ничего страшного. Восстановили. Здание привели в технически удовлетворительное состояние. Есть искажения, есть упрощения, но в целом его сохранили. Существует достаточно старых фотографий, и я надеюсь, что в лучшие времена будет более тщательная реставрация.