Территория у контрольно-пропускного пункта части, где разместили мобилизованных, напоминает муравейник. Обе стороны дороги заставлены личными машинами, кто-то приезжает сюда на такси. Некоторые водители вынуждены пятиться задним ходом, чтобы пропустить встречную грузовую «Газель» с биотуалетами в кузове, КАМАЗ с углем, медиков на скорой, авто коммунальных служб…
Вечер — время, когда мобилизованным разрешено встречаться с родными. Как только последние видят приближающегося друга, брата или мужа, тут же открывают багажники — достают пакеты с домашней едой, теплыми вещами, предметами личной гигиены. А потом объятия и беседы — как дела дома, что произошло нового.
Компания молодых ребят привезла другу новую сумку, костюм-горку и берцы, уже третьи по счету — не могут подобрать нужный размер.
— Вон он идет. Видите, как укомплектован? Это наш военный, которому армия дала бушлат по колено и берцы, в которых ходить невозможно. Он еще и в спортивных штанах — в чем приехал с гражданки.
Призывник переодевается прямо на заднем сиденье иномарки. Берцы снова не подошли. Благо пока посещать мобилизованных можно хоть каждый день. Достаточно только предварительно созвониться. Запретов и ограничений по числу свиданий нет. Хоть с момента мобилизации и прошла неделя, боевые учения в части еще не ведутся, поэтому свободного времени предостаточно.
Девушка приезжает к мужу из Азовского района уже в третий раз. Добирается до Омска на машине со свекрами либо просит подвезти знакомых и друзей.
— Возим в основном всё мясное. Котлеты, домашние пельмени, манты и пирожки. То, что мужчины как раз больше всего любят. Стараемся отвезти больше, чтобы кушали сами и сослуживцев угощали. Не очень их пока тут кормят. Всё с тушенкой и невкусно. Возим и теплые вещи: носки, перчатки, шапки, — перечисляет омичка и прячет замерзший нос в бушлат мужа. Ему, в отличие от многих здесь, досталась форма нового образца и по размеру.
Неподалеку от другого пропускного пункта гуляет семья. На руках у мужчины в военной форме — 1,5-годовалый ребенок. Еще двух детей ведет за руки мама.
— Мы приехали из Лузино (Омский район. — Прим. ред.). Рада, что увиделась. Конечно, тяжело без мужа с тремя детьми. Но я привыкла справляться — он раньше вахтами работал. Привезла ему медикаменты.
Антибиотики, обезболивающие и противовирусные лекарства родные везут сюда пачками. Одна из омичек рассказала, что многие сразу же заболели, как только попали на полигон. Судя по всему, места в казарме достались только тем, кого одними из первых призвали на службу. Остальные живут на улице в палатках с печками, рассчитанных на 30 человек.
— Когда их только отправили на полигон — света не было. В палатке, в которой находится мой муж, люди сами что-то придумали и сделали его себе. В остальных, насколько мне известно, света так и нет.
Это не единственная проблема, с которой столкнулись мобилизованные в первые дни после призыва. По словам волонтера Евгения из омского спортивного автоклуба «Белый медведь», который взялся помогать призывникам гуманитарной помощью, первые сутки после заселения в части была острая нехватка воды и еды.
— У меня там сослуживец находится. С питанием, я так понял, были проблемы, и их первые 2–3 дня не кормили. Людей, конечно, предупреждали, чтобы они на сутки еду брали, но они там больше дней находились без кухни. Мы привезли им печенье, четыре мешка сахара, воды много бутылей, консервы, готовый сухпай, чай, хлеб. У них не было дров — вообще топить палатки было нечем. Собрали экстренно два КАМАЗа дров, угля и увезли туда. Дорога к части была настолько плохая, что на легковой машине было сложно проехать, — не было ни асфальта, ничего — грязь. На обратном пути нас техника вытаскивала. Сейчас и дорогу сделали, водопровод вроде как проводят, водовозки воду развозят, полевая кухня развернута. С ребятами поговорили, в принципе условия нормальные стали, — рассказал Евгений.
Дорогу действительно привели в порядок. Заметно, что на въезде на территорию части положили новый асфальт. На днях с чиновниками из правительства региона в полевом лагере побывал мэр Сергей Шелест. В своем телеграм-канале 29 сентября он отчитался о том, что там ведутся работы.
— Здесь идет укрепление дороги, монтируется линия наружного освещения, ведется прокладка водопровода, решается задача по электрификации палаток. Работа идет быстрыми темпами и в ближайшие дни будет завершена. Сегодня необходимые условия создаются с помощью мобильной техники, — сообщил мэр.
В то время, пока городские и региональные власти в процессе «создания всех необходимых условий», в часть прибывают новые мобилизованные. На территорию заезжает около десяти автобусов Ханты-Мансийского автономного округа, среди них есть и уроженцы Дагестана. Выгружают сумки. Настроение хорошее — смеются, дурачатся. Просят фотографа сделать общий снимок на память. Двое парней даже привезли с собой флаг с надписями родных: «Возвращайся быстрей целым и невредимым», «Ждем дома».