Студентке медицинского университета Дарье Бикмаевой 23 года. Женщины моложе в Законодательное собрание Омской области еще никогда не избирались. NGS55.RU спросил, почему она баллотировалась от партии «Коммунисты России», сколько потратила на выборы и какие у нее отношения с отцом, осужденным бизнесменом Денисом Клевакиным.
— Дарья, вы студентка-шестикурсница. Учеба в медвузе сама по себе непростая, но вы решили еще и депутатом стать. Как всё успеваете?
— Некоторые заняты и на более времязатратных работах. В этом плане мне очень повезло: депутатство отнимает намного меньше времени. К тому же в условиях дистанционного обучения легко можно совмещать и то, и то.
— Вас отправляют на помощь врачам в красную зону, в поликлиники? Для депутата не делают исключение?
— В красную зону нет, не отправляют, но сегодня с 8 до 12 часов я находилась в поликлинике. Не важно, что я депутат. Мы все равны, мы все в одном вузе учимся, на одних условиях.
— Депутат Горсовета Кирилл Курятников тоже студент медуниверситета и тоже самый молодой как минимум в этом созыве.
— Да, по-моему, он на стоматологическом учится. Но лично мы не знакомы.
— Каково это быть самой молодой девушкой-депутатом за всю историю Заксобрания? У нас всё-таки довольно возрастной парламент. Нет ощущения, что к вам снисходительно относятся?
— Во-первых, для меня очень почетно быть самой молодой женщиной-депутатом. Очень здорово, что представительство женщин и молодежи в политике растет, в Заксобрание много молодых ребят пришли. Я не думаю, что кто-то на кого-то смотрит снисходительно. Все друг друга уважают, всегда готовы помочь, можно подойти к любому старшему товарищу — вам не откажут в помощи.
— Что самое сложное в депутатской работе?
— Я бы не сказала, что какой-то момент мне показался очень сложным. Мне всё нравится. Знаете, когда вы занимаетесь любимой деятельностью, она всегда приносит удовольствие и никаких трудностей не вызывает. Понемногу привыкаю. Сначала, конечно, было очень волнительно, непривычно. Сейчас вливаюсь потихоньку. Думаю, у меня всё получится.
— Как вам вообще пришла идея баллотироваться в Заксобрание?
— Я решила попробовать — и у меня получилось. Меня поддержали люди, меня поддержали избиратели. Они увидели, что, возможно, я смогу им помочь. Думаю, у каждого есть такой шанс. Главное — начать.
— Не обязательно должны быть связи, опыт?
— Нет, нет.
— Любой человек может стать депутатом?
— Конечно!
— Что для этого нужно? Вдруг я тоже захочу последовать вашему примеру.
— Нужно выбрать партию и баллотироваться от этой партии. И дальше — работать с избирателями. Партия в этом помогает.
— Сколько времени прошло между тем, как вы поставили перед собой такую цель и выиграли выборы?
— Я поставила себе цель в начале лета, в конце июля отдала документы в избирком и весь август работала в округе. 19 сентября прошли выборы. И всё.
— Я думала, что надо чуть ли не годами к этому готовиться.
— Возможно, кому-то для подготовки нужно больше времени. Каждый человек индивидуален.
— Про депутатов, избравшихся по спискам, говорят, что они не приложили руку к своей победе, за них всё сделала партия. Сколько вы потратили на избирательную кампанию?
— На самом деле, партия тратила больше. Оттуда мне привезли партийные газеты, листовки, и я больше тратилась на бензин. Правда, эти расходы я не показывала. За всю кампанию потратила, может, тысяч 30–40 своих денег, не меньше точно. Большая часть из них — это разъезды по запросам жителей.
— С какими наказами к вам обращались избиратели?
— Всё стандартно. Поскольку я избиралась по области, в основном жаловались на то, что нет дорог, на проблемы с ЖКХ, на проблемы с благоустройством территории. За пять лет я постараюсь максимально помочь, максимально решить проблемы.
— При этом вы не член партии. Не планируете официально присоединиться к «Коммунистам России»?
— Я думаю, это не проблема. В любой момент мне выдадут партийный билет.
— Почему «Коммунисты России», а не «Единая Россия» или, например, «Новые люди»?
— Если честно, до выборов я не знала про существование партии «Новые люди». Но я знала Владимира Казанина, мне очень понравилась его позиция по многим вопросам, поэтому решила баллотироваться именно от «Коммунистов России». Программа партии мне тоже импонирует, остальные партии меня просто не интересуют.
— Я плохо понимаю отличия «Коммунистов России» от КПРФ. И, думаю, таких, как я, немало. Можете назвать несколько ключевых?
— Ключевое отличие коммунистической партии «Коммунисты России» от Коммунистической партии Российской Федерации — отсутствие соглашательской позиции и более молодежный взгляд на вещи. Не должен быть коммунизм консерваторским, я считаю, обязательно должен быть прогресс.
— Вы за сменяемость власти, за молодую кровь? Вот Владимир Варнавский возглавляет Заксобрание Омской области 27 лет подряд. Это, конечно, легендарная личность, и я, признаюсь, не могу представить никого другого на этом месте.
— Это ваше личное мнение. Я считаю, что когда сменяемости власти нет, общество становится закоренелым, эволюционирует намного медленнее. Я поддерживаю молодых людей, которые решили заняться политикой, они приносят новые идеи и взгляды. Но я также понимаю, что нужен опыт старших. Только в таком сотрудничестве можно прийти к каким-то изменениям, которые реально помогут людям, обществу, нашей Омской области.
— То есть всё-таки дорогу молодым? Владимиру Алексеевичу надо подвинуться и искать себе замену?
— Возможно, да.
— Какой будет ваша первая законодательная инициатива?
— Я хочу вернуть льготы учителям и медработникам, особенно сельским. Чтобы им выделялись подъемные, чтобы выдавалась квартира в будущем.
— По сути, это программы «Земский фельдшер», «Земский учитель»…
— Они не всегда работают. Сложность заключается именно в получении этих льгот.
— В Омской области из-за пандемии коронавируса обострился дефицит медиков. Как бы вы предложили решить эту проблему?
— Медиков не хватает в основном потому, что врачи первичного звена ушли из поликлиник в ковидные госпитали. Там им как раз выделяют льготы. Если ты заболел, тебе выплачивают деньги, плюс очень хорошая надбавка к зарплате за каждый отработанный день в ковид. Поэтому страдает первичное звено: поликлиники, участковые врачи, врачи приемного отделения. Уходят, потому что да, мало платят. Либо сутки отработать за 5000, либо сутки отработать за 500 рублей — разница очень большая. Простимулировали медиков в ковид-диспансере, а медиков, которые принимают на участке и тоже очень много работают с ковидом, никак не простимулировали выплатами.
— Что надо сделать?
— Повысить зарплаты участковым врачам.
— Вы — на шестом курсе. Куда дальше?
— Планирую пойти в ординатуру по кардиологии. Нравится мне кардиология, сердце, ЭКГ. Это сложно объяснить, на самом деле. Просто тянет и всё.
— Не разочаровались в профессии?
— Нисколько не разочаровалась. Нисколько! Я даже не представляю, чем бы другим могла в жизни заниматься, если бы не занималась медициной. Врач — это призвание. По-другому никак.
— Как однокурсники отреагировали на то, что вы стали депутатом?
— Со всеми однокурсниками у меня дружеские отношения. О том, что я теперь депутат Законодательного собрания, я им сказала, уже когда выиграла. Они в принципе все обрадовались за меня.
— Никакие от них просьбы не поступали помочь в чем-то?
— Шуточные были просьбы. Не хочу отрабатывать целевое, можешь помочь?
— Родители вас поддержали?
— Мама меня поддержала, думаю, как и любой родитель поддерживает своего ребенка.
— Насколько я знаю, ваш отец — предприниматель Денис Клевакин. Он был осужден за контрабанду наркотиков и неуплату налогов. Какие у вас отношения?
— Извините, но вопрос слишком личный. Почему мы не обсуждаем родственников журналистов, но пытаемся обсудить родителей депутатов? Я прошла в парламент без помощи отца, потому не вижу смысла обсуждать этот вопрос.
— Из сведений, которые вы подавали в избирком, следует, что в 2020 году вы заработали ноль рублей, и у вас три машины. Не могу не спросить, на что вы живете и зачем вам столько автомобилей?
— Не думаю, что этот вопрос уместен в контексте данного интервью. Сколько у меня имущества и почему оно у меня есть, наверное, мое личное дело. Не хочу в этом никого подставлять.
— Закончим на позитивной ноте. Чем любите заниматься в свободное время?
— Вязать люблю, готовить люблю — умею делать конфеты, шоколадные плитки.
— Есть фирменное блюдо?
— Мне кажется, у меня каждое блюдо фирменное получается.