Любой омич, у которого есть какое-то дело к муниципальной власти, в теории имеет возможность лично встретиться с мэром, рассказать ему о своей проблеме и получить отклик. Таким образом можно получить достаточно действенную помощь, а потому мы решили немного разобраться в том, как работает эта система.
Куда идти
Право на личный приём гарантирует федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан», в котором есть, в частности, статья № 13 «Личный приём граждан», расписывающая все детали регламента. В случае с Омском встречи мэра с рядовыми горожанами проходят два раза в месяц: один раз в здании мэрии, в кабинете № 145, и один раз — в помещении КТОСа, причём во втором случае КТОСы и округа постоянно варьируются. Например, 17 января Оксана Фадина принимала граждан в 14-м военном городке, 21 февраля примет в КТОСе «Нефтяник», 20 марта — в «Левобережном», а 17 апреля — в «Молодёжном». График можно найти на сайте мэрии.
Когда идти
Чтобы записаться на приём, нужно прийти лично в мэрию (Гагарина, 32), в кабинет № 142. Сделать это можно в любой будний день с 9:00 до 13:00, а приём проходит по первым пятницам каждого месяца, с 14:00 до 18:00. Ещё в прошлом году это была третья пятница, но в январе стало известно, что график изменился.
К кому идти
На предварительной стадии могут возникнуть разные варианты. Когда горожанин приходит в мэрию, чтобы записаться на приём, у него узнают суть проблемы. Может выясниться, что лучше направить человека не к главе города, а к одному из заместителей Фадиной или глав департаментов. Они тоже ведут личный приём раз в месяц, в определённые дни. Например, первый заместитель мэра и директор департамента городского хозяйства Евгений Фомин — в четвёртый вторник, зам по социальным вопросам Анастасия Терпугова — в четвёртую среду, глава департамента финансов Богдан Масан — в первый вторник и т. п.
Вопрос прорабатывается ещё перед встречей горожанина с чиновником, чтобы уже во время приёма можно было дать конкретные рекомендации.
— На встречу приглашаются люди, которые курируют данную тему, — рассказали в пресс-службе. — Если вопрос нельзя решить сразу, мэр или глава департамента даёт поручение его проработать и в дальнейшем следит за выполнением.
На приёме
— У нас нет ограничений, — констатируют в пресс-службе мэрии. — Все обращения рассматриваются, и людей приглашают на личный приём.
В законе проговариваются конкретные детали процесса.
«Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина, — говорится в статье № 13. — В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке <...> В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
Если выясняется, что решение вопроса не входит в компетенцию конкретного чиновника, пришедшему на приём горожанину объясняют, куда именно он должен обратиться. Теоретически закон разрешает отказать человеку в рассмотрении его проблемы, но только в одном случае: если раньше он уже получил официальный ответ на обращение по этой теме.
По словам главы департамента информационной политики омской мэрии Олеси Потаповой, во время личного приёма у мэра случаются в том числе и курьёзы.
— Бывает, стихи читают, — рассказала Потапова. — Записываются к мэру по вопросу, скажем так, культурного порядка, приходят и начинают читать стихи. Но мы принимаем всех — на то и открытая власть…
О том, сколько омичей успевает принять за год Оксана Фадина, остаётся только догадываться. Приём проходит дважды в месяц, каждый раз не менее четырёх часов, при этом разговор с каждым конкретным обратившимся может идти час или даже дольше: во многих проблемах не так просто разобраться.