Омский парламент сегодня собрался на очередное пленарное заседание, чтобы обсудить пару десятков вопросов. В довольно длинной повестке выделялся пункт № 12, изначально «обречённый» на бурное обсуждение. Сформулирован он был очень безлико (О проекте решения Омского городского совета «О внесении изменений в Решение Омского городского совета "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования"»), но все понимали, о чём речь: мэрия, чтобы дополнительно «поддержать граждан», предложит сделать билеты в автобусах подороже.
Депутат от КПРФ Иван Федин уже на предварительной стадии, когда обсуждалась повестка, предложил этот пункт исключить.
— Предлагаю 12-й вопрос снять как неподготовленный, — объявил он. — С начала 90-х годов у нас не было такого скачка цены за проезд! Для чего мы здесь — чтобы улучшать жизнь граждан или ухудшать? — спросил он.
Если считать результаты голосования ответом на этот вопрос, то получилось так себе: Фединское предложение поддержали только 8 депутатов. 20 нажали на кнопку «против», а ещё шестеро воздержались. После этого заседание пошло своим чередом. Парламентарии одобрили нового аудитора КСП, согласились наградить кого-то почётной грамотой, немного поговорили о бесплатных муниципальных помещениях для КТОСов и омской епархии (и тут коммунисты выступили против, но это ни на что не повлияло). Дальше настала очередь проекта бюджета на следующий год — и в этот момент логично было вспомнить про транспортную тему.
— В Омске самая низкая бюджетная обеспеченность на одного жителя среди городов-миллионников! — это была реплика всё того же Федина.
— Мэрии стоит вспомнить про недополучаемые доходы от налогов! — это были уже Дмитрий Петренко и старая история про «Омскводоканал», собственник которого зарегистрирован в офшоре. Арендную плату для этой компании мэрия не повышает, а вот с омичей хочет брать больше денег за езду в своих автобусах — и это, по мнению коммунистов, совсем неправильно.
Заммэра Богдан Масан, выступивший докладчиком по этому вопросу, флегматично отбивал все атаки. Самая низкая бюджетная обеспеченность была в прошлом году, а по итогам 2018-го будет получше; «Водоканал» зарегистрирован в Омской области, и у налоговой никаких претензий нет; арендную плату теоретически можно увеличить, но тогда у коммунальщиков будет меньше денег на ремонт сетей, и может начаться коллапс.
— Конечно, можно говорить: «Давайте сократим чиновников, давайте ещё что-то сделаем — и будет нам счастье», но ведь есть расчёты, — объяснял Масан.
А из расчётов, похоже, следует, что ничего кардинально менять не надо. Кроме цены на проезд в муниципальном транспорте, конечно. Но Федин не унимался:
— Московский бюджет, как мы все знаем, 3 миллиарда 400 миллионов рублей, а у нас намного меньше. Взять, например, Рамзана Кадырова — он может добиться дополнительного финансирования для своей республики…
А омские власти такого финансирования добиться не могут и повышают цены для своих — по-видимому, коммунист имел в виду именно это. Но практических последствий этот его финансово-географический экскурс не имел: депутаты перешли к голосованию. Они одобрили несколько малозначительных правок к законопроекту, и спикер Владимир Корбут уже был готов объявить голосование по документу в целом, когда Федин опять нажал на кнопку, чтобы задать вопрос.
— Иван Викторович, ну вы некорректно себя ведёте! — воскликнул спикер.
Федина это не остановило:
— Я призываю всех воздерживающихся проголосовать против! — заявил он. — У нас одни и те же люди принимают из года в год скудные бюджеты, причём эти люди получают хорошие зарплаты — не такие, как у рабочих. Давайте чётко скажем, что мы против, что мы защищаем интересы наших избирателей!
— Выступать между голосованиями — это некорректно, — отреагировал Корбут. — Вы таким образом оскорбляете высокое собрание!
За этим последовали смешки в зале и голосование — как всегда, большинством за. Стоит отметить, что коммунистов в горсовете всего 9 человек, и своими голосами им ничего не добиться, даже если они пришли на конкретное заседание в полном составе, а остальные — нет. Они не составляют большинство, голосуя, и даже если они уходят с заседания в знак протеста, кворум сохраняется. В этом созыве фракция КПРФ устраивала бойкот дважды (во время выборов глав комитетов и мэра), и в результате «Единая Россия» победила не с 80-процентным результатом, а с почти 100-процентным. Это означает, что коммунистам лучше всё-таки бороться — и потом рассказывать своим избирателям, что сделали всё возможное.
Именно таким был план на сегодня. Когда дело дошло до пункта № 12, в списке записавшихся на выступление первым снова был Иван Федин, но тут, кажется, система дала сбой.
— Иван Викторович, вы опять нажали или это случайно? — спросил немного нервно спикер Корбут.
Иван Викторович ничего не нажимал. Корбут рассказал для начала, что новый законопроект подтверждает старые скидки для школьников, пенсионеров и прочих социально незащищённых групп, что губернатор держит вопрос на особом контроле и что цены для этих групп могут даже снизиться. Спикеру явно очень хотелось, чтобы предложение мэрии приняли тихо и быстро, но, как выразилась вчера Оксана Фадина, говоря о всё той же транспортной проблеме, «чудес не бывает».
Начал элдэпээровец Алексей Ложкин (и это был первый раз, когда выступал не коммунист). Депутата заинтересовало «общественное обсуждение» законопроекта, упомянутое докладчиком — главой департамента транспорта Александром Вялковым.
— Кроме публикации на портале мэрии вы ещё как-то обсуждали этот документ, или он просто провисел там четыре дня, вы его тихонько убрали, и всё? У вас ведь там говорится, что предложений и замечаний вообще не поступило — то есть все согласны?
— Получается, что так, — меланхолично признал Вялков.
А Ложкин продолжал:
— Есть какие-то гарантии, что дополнительные социальные льготы будут приняты? Понятно, что большинство в городском совете принадлежит «Единой России», а ответственность ложится на всех! У меня уже есть предложение о 50-процентной скидке для коренных омичей, так будет ли оно принято?
Тут сочла необходимым вмешаться Оксана Фадина, до этого молча наблюдавшая за происходящим. И вмешалась она не как мэр, а как «член партии».
— Я как член «Единой России» замечу: зря вы акцентируете внимание на большей представительности в совете одной партии, — в голосе градоначальницы зазвучала медь. — Вас поддержали в горсовете в одном количестве голосов, а «Единую Россию» — в совсем другом!
Ложкин никаких ответов, по сути, так и не получил. Неугомонный Федин нажал на кнопку, но вместо того, чтобы задать в соответствии с регламентом вопрос, начал выступление. Спикер тут же его оборвал — «высокое собрание», кажется, снова было оскорблено. Микрофоны вскоре вышли из строя. Издали, из президиума, доносились слова вице-спикера Андрея Ткачука:
— Понятно, что надо повышать плату за проезд, иначе муниципальный транспорт умрёт…
— А кто будет принимать решение? Оно непопулярное, это понятно, — отвечал ему Владимир Корбут.
Принимать решение надо было горсовету. И, как только микрофоны снова заработали, Иван Федин двинулся к трибуне, выступать. За ним шёл ещё один депутат-коммунист Кирилл Курятников. Он развернул перед собравшимися большой плакат с надписью «Стоп рост цен». Федин, стоя за спиной Вялкова, что-то энергично говорил в сторону президиума, где сидели Фадина и Корбут, последний немедленно лишил его слова и объявил перерыв.
Это была кульминация заседания. Вернувшись на места минут через 20, заметно уставшие депутаты быстро перешли к голосованию. Против повышения платы за проезд 5 человек, за повышение 21, воздержались четверо.
Получается, с 1 января билет в автобусе для тех, кто платит наличными, будет стоить 30 рублей, а по безналу его можно будет купить за 25. С частным транспортом пока ситуация неопределённая. Александр Вялков уже в коридоре рассказал журналистам, что с перевозчиками сейчас «ведётся работа», чтобы они тоже повышали плату за проезд. Раз муниципалитет решил повысить свои цены, он заинтересован в том, чтобы и остальные игроки на рынке перевозок сделали то же самое.