Сегодня, 12 июля, годовщина обрушения казармы под Омском в 2015-м, где скончались 24 человека, в том числе уроженцы Башкирии. Напомним, среди 18 выживших оказался уфимец Рустам Набиев, который лишился ног. В памятную дату он признался, что счастливое спасение порой терзает его совесть.
— В последнее время у меня просыпается чувство вины, что я смог выжить, а 24 человека нет. Я здесь, а они там [на том свете]. Вспоминаются слова некоторых родителей, чьи сыновья погибли там: «Лучше бы ты сдох», — написал Рустам в соцсетях.
В разговоре с UFA1.RU он пояснил, что обиды за те слова не держит.
— Это было давно. Я думаю, это связано с тем, что они не могли принять тот факт, что их сыновья умерли. Считали, что это несправедливость. Понятно, что это было сказано от отчаяния и безысходности. Я за это никого не осуждаю и понимаю... точнее, нет [не понимаю], не дай Бог никому понять этого. Но я стараюсь входить в положение человека и зла не держу, — рассказал Набиев.
В то же время он по-прежнему считает, что истинные виновники трагедии так и не понесли заслуженного наказания. Напомним, согласно приговору суда, в августе 2022 года виновными признали пятерых человек:
экс-заместителя руководителя регионального управления заказчика капстроительства Центрального военного округа Минобороны Александра Савустьяна приговорили к 5 годам условно и штрафу 150 тысяч рублей;
старшего инженера-инспектора инспекции технического надзора (за капитальным строительством и капитальным ремонтом) РУЗКС ЦВО Евгения Криворучко — к 5 годам колонии (но от наказания его освободили из-за истечения срока давности совершения преступления);
директора «РемЭксСтрой» Александра Дорофеева — к 8 годам колонии общего режима и штрафу в размере 300 тысяч рублей;
экс-руководителя проекта «РемЭксСтрой» Дмитрия Баязова — к 7 годам колонии общего режима и штрафу в размере 250 тысяч рублей;
экс-заместителя командира войсковой части по тылу — начальника тыла, полковника Владислава Пархоменко — к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 6 миллионов рублей. Кроме того, его лишили воинского звания;
уголовное дело против полковника Олега Пономарева закрыли по истечении срока давности.
По мнению Рустама Набиева, погибшие и пострадавшие, а также их родственники могли надеяться на куда более жесткое решение. Он опасается, что трагедию забудут, а общество так и не сделает должные выводы.
— Для меня это однозначно второй день рождения, но и день скорби при этом, — сказал UFA1.RU Рустам. — Мы сегодня поедем на родину моего сослуживца, который там [в обрушенной казарме] погиб, навестим родителей и позвали муллу на кладбище, чтобы почтить память ребят. До этого я старался этот день не вспоминать — было-было и прошло. Но сейчас понимаю, что ребят забывают, а правосудия в полной мере так и не случилось. Подобное предотвратить, наверное, невозможно, но надо помнить ребят, которые погибли ни за что. Одно дело, когда солдат погибает, защищая страну, а другое — когда его убивают вот так в мирное время, а иначе как убийством я это назвать не могу.
В прошлом году, в очередную годовщину этой трагедии, NGS55.RU задавал, скорее всего, уже риторические вопросы по этому делу. Ведь они так и остались без ответа.