Теплый субботний вечер, 6 августа 2022 года. Омск продолжает отмечать День города. Все парки и центральные улицы наполнены людьми. Чего только стоит улица Ленина и ее окрестности. Омичи рассматривают цветочные композиции выставки «Флора», угощаются гигантским пирогом, поют и танцуют, восхищаются омскими силачами, томятся в очередях за шашлыком и вафлями.
Неподалеку оживает Соборная площадь. Нескончаемый поток людей проходит через рамки металлодетектора и идет к оборудованной сцене. Совсем скоро на ней зажжет группа «Дискотека Авария». Закончится праздник фейерверком. Залпы будут озарять небо около десяти минут. День города — 2022 запомнился омичам. Помнит его и семья 12-летней Арины Тарасовой.
День аварии
День города семья хотела провести вместе. Мама Анна, ее дочери Ксения и Арина, муж Владимир — вчетвером они планировали съездить в городской парк. В праздничный день мало кто хотел оставаться дома. Анна и ее старшая дочь Ксения были в салоне красоты. Владимир и Арина (тогда ей было 11 лет) должны были за ними заехать. Но в планы семьи вмешалась авария. Владимир, поворачивая на «Тойоте-Фанкарго» с улицы Лобкова на 9-ю Ленинскую, не заметил маршрутку № 350, которая ехала по встречной полосе. «Тойота» оказалась перед «Газелью».
Удар был такой силы, что иномарку отбросило на стоящий поблизости «Хёндэ-Солярис». Всё случилось в восьмом часу вечера. К месту ДТП спешно выехали сотрудники ГИБДД и бригада скорой помощи. Туда же торопилась и Анна, мама Арины. Владимир позвонил, но был немногословен: сказал, что попали в аварию, а что с девочкой — не знает. Возле помятой «Тойоты» Анна оказалась в тот момент, когда медики уже были готовы везти ее дочь в больницу. От них женщина узнала, что у Арины ушиб головы, но насколько серьезный — понятно не было. Также девочка потеряла много крови.
Ребенка везли через весь город — в ГДКБ № 3, которая находится в Нефтяниках на Магистральной. Водитель скорой оказался профи. Несмотря на то что из-за праздника перекрыли едва ли не полгорода, он довез Арину до больницы минут за семь. Всё это время мама была рядом. Ребенка нужно было держать в сознании, поэтому Анна всю дорогу старалась говорить с дочерью. Арина ей отвечала, и позже это шокирует врачей.
В больнице девочку сразу начали готовить к операции. Исследования головы показали, что у ребенка обширное повреждение левой части мозга. Операция, которая длилась около четырех часов, была успешной. Врачи провели фантастическую работу, вытащив ребенка с того света.
— Мы приехали туда в восьмом часу вечера, — вспоминает Анна. Ее рассказ прерывается плачем. — В двенадцать ко мне спустился хирург и сказал, что операция прошла успешно. Мозг заработал. Теперь вся надежда на организм, как он сработает. Встанет ребенок или нет — это уже дальше будет видно.
В разговоре с мамой Арины врач признавался, что пребывал в шоке от того, как девочка, получив такую травму, смогла назвать свое имя и фамилию, дату рождения и место жительства. Но сама Арина всех деталей не помнит. А нужно ли?
— Я только помню, что мы с дядей Вовой выезжали. А дальше как будто по щелчку меня вырубило. И всё. Я проснулась в реанимации и не понимала, кто я и где я, — рассказал ребенок.
Первые дни
На пятые сутки Арину перевели из реанимации в палату. Врачам пришлось удалить ей часть черепа — участок лобной кости с левой стороны. За состоянием ребенка продолжали пристально следить: когда дело касается мозга, прогнозировать будущее максимально сложно. Тем более медики понимали, что при таких травмах Арина может утратить какие-либо способности. Например, способность ходить или говорить.
Вставать девочке запрещали — боялись резких перепадов давления. Нет, были случаи, когда Арина спонтанно поднималась и падала. Врачи видели в этом прогресс. Они отмечали, что таким образом организм, в частности мозг, восстанавливается. Его активная часть берет все функции на себя.
Состояние Арины становилось лучше. Она училась заново держать ложку (на это у нее не было сил). Заново привыкала к еде: из-за рвотного рефлекса принимать пищу было сложно. По рекомендации врачей Анна купила для дочери карандаши, тетрадку и книги. Девочка с детства любила рисовать и даже ходила в художественную школу. Теперь рисование помогало ей возвращаться к жизни.
Швы Арине сняли через две недели. Тогда же ей разрешили и вставать на ноги. В основном она ходила по палате. Выписали девочку 30 августа. Суммарно ребенок провел в больнице три с половиной недели. За это время для Арины и ее мамы медперсонал стал родным.
Девочка вспоминает свое возвращение домой:
— Мы приехали. Я стою, смотрю на наш дом. Заходим. На двери написано: «Осторожно, серый волк». Я такая: «Угу...» Захожу и вижу, как Ксения сделала плакат «С возвращением!». Радуюсь. Кот на меня смотрит. Мы с ним в гляделки поиграли. Я это помню. Но потом мне нужно было спать, чтобы мозг лучше работал.
Жизнь после ДТП
Поскольку теперь часть мозга Арины защищала лишь кожа, крайне важно было исключить любую возможность его травмировать. Девочка нуждалась в покое, поэтому практически всегда находилась дома. Но ребенок есть ребенок. Арине хотелось гулять и общаться с подругами и одноклассниками. Анна шла на уступки: разрешила дочери ненадолго выходить на улицу, хотя продолжала держать ее на виду.
— Если она куда-то вышла с девочкой на 40 минут, я буду постоянно торчать у окна, — говорит Анна. — Меня начинает колотить, когда 40 минут прошло, а ее нет. Я звоню: «Ты где?» Конечно, ребенку нужна самостоятельность, она взрослая. Я не могу закрыть ее в клетку, но первое время гуляла с ней за ручку. Общаться ребенку тоже надо. И одноклассники к нам приходили. Единственное, о чем прошу, не лезть никуда.
Первое время Арина испытывала дискомфорт в людных местах. Дело в том, что после ДТП и последующей операции она лишилась волос. Чтобы дочь чувствовала себя увереннее, Анна купила ей парик. Но теперь он не нужен.
Девочка и сейчас остается под присмотром родных. Обычно рядом находится старшая сестра Ксения, Владимир или сама Анна. Конечно, омичка бросила бы работу ради дочери, но семье нужны деньги. Проблему она решила так: купила видеоняню и теперь, находясь на работе, может в любой момент взглянуть на то, что происходит с ее дочерью.
Что касается школы, то этот вопрос решился еще в начале учебного года. Девочку перевели на домашнее обучение. Практически каждый день к ней приходят учителя. Домашние задания они отправляют Арине на мессенджеры.
Будущее
Владимиру, который находился за рулем «Тойоты», тяжело отвечать на вопросы. Он краток, но всё понятно и без слов. Детали аварии он не помнит: «Кошмар был в голове. Страх всё время». Владимир тоже пострадал в ДТП, пусть не так сильно, как Арина. Он порвал мышцы шеи. Из-за шока он поначалу не почувствовал боли, но уже следующим утром не смог встать с кровати.
В отношении мужчины возбудили уголовное дело: он нарушил правила дорожного движения, произошла авария, по неосторожности пассажир получил тяжелую травму. Совсем скоро дело передадут в суд. Семья не знает, чем всё закончится. Но его жена Анна уверена: после пережитого 6 августа 2022 года хуже быть уже вряд ли может.
После аварии у всей семьи появился страх езды на автомобилях. Например, сейчас Владимир редко садится за руль: только если куда-то нужно съездить неподалеку.
Перевозчик ООО «Подорожник», обслуживающий маршрут № 350, претензий к Владимиру не имеет. Стоит сказать, что во время аварии в «Газели» пострадала одна пассажирка. Однако она, как говорят Анна и Владимир, по всей видимости, желает воспользоваться страховкой.
Арина — лучезарный ребенок. Она уверенно отвечает на наши вопросы, много шутит и громко смеется. Девочка рассказывает о любви к корейским дорамам (то есть сериалам), на которые однажды подсадила и маму. А еще у нее есть мечта: она хочет стать айдолом. Так в Южной Корее называют популярных певцов.
Но сейчас перед ребенком стоят другие задачи. Арине предстоит пройти далеко не один курс реабилитации. Защитить мозг девочки сможет специальная 3D-пластина, которую врачи планируют установить на место удаленной кости. Благотворительный фонд «Радуга» объявлял на нее сбор, и недавно он был завершен. Пластину уже направили в Омск, так что впереди Арину ждет новая операция.