В почтовые ящики омичей стали подкладывать листы с оплатой за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от ООО «ГазТехСервис» за 550 рублей в год. Один из таких оказался и в почтовом ящике нашего корреспондента. Подобный документ она увидела впервые: одна его часть выглядит как обычная квитанция с настоящим адресом вплоть до квартиры, но без указания собственника жилья. Другую же половину занимает длинный текст. Интересно и то, что сначала более крупным шрифтом абонента уведомляют об угрозе отключения газа в случае отсутствия договора на ТО ВКГО, а ниже, шрифтом поменьше, уже указывают, что каждый вправе самостоятельно выбрать нужную организацию, да и вообще, если услуги на ТО ВКГО оказывает другая компания, оплачивать квитанцию не нужно.
С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились в «Омскгоргаз», который обеспечивает газоснабжением дом нашего корреспондента. При виде документа в компании удивились, что обязательная услуга оформляется как публичная оферта.
— Это вообще странно. Не может такая услуга быть публичной офертой: хочешь — оплачивай или не оплачивай. ВКГО — это обязательно. Потому что без ВКГО поставщик газа обязан остановить газоснабжение, поскольку за вашим оборудованием никто не смотрит, — пояснили в «Омскгоргазе».
Также нашему корреспонденту посоветовали не спешить с оплатой по счету, а прежде всего обратиться в свою управляющую компанию. Именно она заключает договор на обслуживание внутридомового газового оборудования с той или иной организацией. Соответственно, если УК заключено соглашение на ТО ВКГО с другой организацией, квитанцию можно игнорировать — это не более чем попытка сыграть на невнимательности жильцов.
В управляющей компании «Полюс», обслуживающей дом, со сложившейся ситуацией уже знакомы. Договор на ТО ВДГО с указанной компанией там не заключали. Более того, в УК предупредили жильцов о новых квитанциях.
— Мы уже оповестили наших жителей, старших по домам о том, что это мошенники. Обслуживание внутридомового газового оборудования входит в содержание жилья. У нас заключен договор [с другой организацией] и всё делается по графику, — сообщили в УК и отметили, что квитанции нужно игнорировать.
Мы также позвонили в «ГазТехСервис» по номеру, указанному в квитанции. После продолжительного ожидания трубку снял оператор call-центра Андрей Игнатов (по крайней мере, он так представился). Далее диалог целиком:
— Какие услуги вы оказываете за эти деньги?
— Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
— А можно немного конкретики, что входит в оплату?
— Согласно 410-му постановлению (имеется в виду Постановление Правительства РФ 14.05.2013 № 410. — Прим. ред.), каждый абонент, у кого есть дома газоиспользующее оборудование, обязан иметь договор на техническое обслуживание со специализированной организацией. Есть разделение между внутридомовым газовым оборудованием — всё, что идет по подъезду, по фасаду дома, трубы — здесь договор заключает либо управляющая компания со специализированной организацией, либо ТСЖ выбирает и заключает. А договор на внутриквартирное газовое оборудование — это всё, что после крана на опуске, то есть шланг, плита, колонка, котел двухконтурный. Со всем, что в квартире или в частном доме, абонент заключает сам и выбирает сам.
— Но у вас в квитанции написано «внутридомового оборудования».
— Согласно 410-му постановлению, там нет такой градации четкой внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Оно везде ВКГО. Но в правилах пользования есть четкое разделение, где ответственность абонента, а где — управляющей компании.
— С какими управляющими компаниями у вас заключены соглашения?
— У нас нет заключенных договоров. А вы с какого города звоните?
— Омск.
— В Омске у нас нет пока договоров с управляющими компаниями.
— А сколько работаете у нас в городе?
— Да вот только открылся филиал. В районе месяца. Только начал формироваться штат.
— Почему квитанции так странно выглядят? Это же по сути предложение о соглашении, а выглядит как квитанция. Неразборчивый человек не будет вчитываться, просто пойдет и оплатит. Нечестно получается.
— Честно или не честно — не мне судить. Я оператор call-центра, я могу только предположить — и высказать свои доводы я, к сожалению, не могу. Но есть практика в других регионах, где была проверка нашей организации, в том же самом управлении Федеральной антимонопольной службы, где не выявили никаких признаков нарушения.
— Под публичной офертой разве можно такие соглашения заключать?
— Да. Тот же самый «Газпром Газораспределение» делает точно так же.
По словам оператора, в техобслуживание компании в том числе входит визуальная проверка оборудования, проверка герметичности с помощью газоанализатора или при помощи мыльного метода, проверка тяги в дымоходе, очистка горелок от загрязнения и другие функции, которые предоставляют компетентные организации, заключившие договоры с УК. В данный момент в омском филиале «ГазТехСервиса» работают две бригады. В каждой по два человека.
Ранее мы рассказывали, что в квитанциях ОЭК появилась новая строчка с оплатой услуг от компании «Факториал-Сиб». Но коснулось это не только жильцов, у которых на дверях установлены домофоны этой компании, но и, например, абонентов «Модуса». Объясняем, что делать в такой ситуации.