«Помогу покончить с жизнью в хаосе», «организую неорганизуемое», «доведу до порядка». Такими слоганами пестрит страница Яны Ковалевой в социальной сети, и это вовсе не шутка. 29-летняя омичка в декрете подрабатывает организатором пространств. Она помогает клиентам избавиться от ненужного хлама, придумывает удобную для всех членов семьи систему хранения вещей, чтобы в будущем они и сами смогли поддерживать порядок в доме и тратили меньше времени на уборку. Девушка признается, заказов немного — эта профессия пришла в нашу жизнь недавно, поэтому не очень популярна. Например, в Омске таких специалистов, по ее сведениям, не больше пяти человек. Яна Ковалева рассказала о том, какие заявки к ней поступают, сколько стоят ее услуги, а также дала советы тем, кто хочет избавиться от «синдрома Плюшкина».
Яна Ковалева по образованию менеджер по персоналу, но она ни дня не работала по специальности — пробовала себя в должностях промоутера, супервайзера, администратора в спортивном клубе. Когда ушла в декретный отпуск, начала искать возможность попробовать что-то новое, чтобы реализовать себя. Говорит, что с детства любила наводить красоту в шкафах, перебирать и аккуратно складывать вещи, избавляться от ненужных предметов. Правда, тогда она не знала всех тонкостей и хаос снова возвращался на полки. Способствовал этому и младший брат, который постоянно разбрасывал игрушки.
Максимальный комфорт
Два с половиной года назад девушка случайно наткнулась на книгу японской писательницы Мари Кондо «Магическая уборка». Советы по наведению порядка в доме ее впечатлили. Чуть позже в интернете она обратила внимание на необычные курсы по профессии «организатор пространства» и решила попробовать. За 2,5 месяца обучения омичка заплатила 35 тысяч рублей. Она рассказывает, что сейчас курсы стоят в два раза дороже. Ее первой клиенткой стала мама двоих детей — 1,5 и 5 лет. Женщина попросила сделать из «заставленной и захламленной» маленькой детской уютное пространство и помочь организовать комнату так, чтобы в ней было комфортно.
— В комнате стояла кроватка с вещами, которые были уже неактуальны для детей, но их клиентка из-за занятости не могла продать. Мы убрали всё это, очистили пространство, сделали небольшую перестановку и создали зоны — спальную, для игр и для занятий. В комнате для взрослого были вещи для детей, и наоборот — из зала мы перенесли стеллаж с игрушками в детскую. Организовали всё в шкафу по принципу вертикального хранения. Снизу разместили предметы для детей, чтобы они имели к ним доступ и самостоятельно могли доставать и убирать всё на место. На верхних полках разместили, например, лекарства, чтобы они не смогли дотянуться до них, — рассказывает Яна.
Омичка наводит порядок на кухнях и в гардеробных. Сейчас она работает над заказом семьи из трех человек, помогает правильно распределить одежду по шкафам.
— Эта семья хранит одежду в кубах, которые стоят в икеевском стеллаже. Как шкаф это вообще нефункционально. Менять эту мебель они не хотели. Дело в том, что, если брать самую высокую полку, то туда складывать вещи неудобно, они там мнутся, теряются и их неудобно оттуда доставать. Мы максимально развешали все вещи на вешалки в другой шкаф, сложили в стопки по 5 вещей максимум, закупили органайзеры для мелочи, стало максимально комфортно всем членам семьи.
Трудное расставание
Некоторым клиентам сложно расставаться даже со сломанным шуруповертом, рваной футболкой или старыми кроссовками. Им кажется, что когда-нибудь это всё обязательно пригодится. По мнению Яны, нерабочие предметы нужно выбрасывать сразу (если их не планируют чинить). Одежду и обувь, которую не носят полгода-год, тоже можно смело отправить в урну или отдать тому, кто в ней больше нуждается.
— Здесь встает вопрос, что вам нужно: хлам или все-таки уютное и комфортное пространство, где вашим детям будет удобнее ориентироваться, где вы сами не будете запинаться об игрушки, где у каждой вещи будет свое место — это очень важный момент. Люди в основном идут на то, чтобы расхламиться. Одна девочка была готова хоть с чем прощаться. У нее были туфли за 25 тысяч рублей, которые она один раз надела, а она: «Окей, выкидываю», а кто-то держится за кофточку в катышках, — улыбается Яна.
Тысяча рублей в час
Работа организатора пространства стоит тысячу рублей в час. Яна Ковалева выезжает по адресу, осматривает комнаты, рисует схемы расстановки мебели, делает фотографии проблемных зон. Дома она составляет пошаговый план действий. После его обсуждения с клиентами снова выезжает на место и приступает к расхламлению. Она говорит, что для реорганизации шкафа в среднем требуется от 5 до 7 часов, на кухню может уйти около двух дней (по 6 часов на каждый). Получается, что за один заказ омичка может получить от 7 до 15 тысяч рублей, правда, их немного: один или два в месяц. В основном к ней обращаются знакомые или знакомые знакомых. По ее словам, такая работа может приносить хорошую прибыль, если ей заниматься плотно. Пока для Яны это занятие больше хобби — в приоритете воспитание ребенка и помощь в бизнесе мужу.
Советы организатора пространств
Девушка дала несколько советов, как навести порядок в квартире. Первым делом, нужно провести расхламление — сначала выбросить ненужное, а только потом что-то покупать. Не стоит выбрасывать вещи, которые принадлежат не вам. При организации зоны, которой пользуются другие члены семьи, необходимо учитывать их запросы и посоветоваться с ними. Также можно приучить себя сразу убирать всё на свои места. Чтобы это вошло в привычку, можно организовать 21-дневный челлендж.
Что касается одежды, то лучше всего хранить ее на вешалке, чтобы у каждого пиджака или платья были свои плечики. В стопку лучше всего складывать не более пяти вещей.
— Зимние вещи и обувь после чистки отправляются на хранение. Можно использовать тканевые кофры для одежды, туда их аккуратно сложить и промаркировать, вакуумные пакеты или же коробки, в которых вещи не дышат — не советую. Обувь храним в собственных коробках или же покупных, важно, чтобы тоже была вентиляция, — рекомендует Яна.