Этой весной омичей, помимо других проблем, очень волнуют квитанции. В конце февраля одна из главных ресурсоснабжающих организаций Омска — «Омск РТС» — провела ежегодную корректировку платы за отопление, и у некоторых в квитанциях появились очень большие суммы (до 10 тысяч рублей). В компании сообщили, что потребители, которым сложно оплатить корректировку единоразово, могут воспользоваться рассрочкой. Но откуда в квитанциях взялись такие большие цифры и что делать, если такая корректировка не устраивает? Решили разобраться.
Как происходит корректировка
Вообще корректировка платы за отопление — явление совершенно не новое и происходит каждый год. Судя по всему, в прошлом году это событие произошло незамеченным, потому что суммы, наоборот, понизились. Пониженная корректировка коснулась только 1153 домов, оборудованных общедомовыми счетчиками тепла — зима 2019–2020 годов была теплой, а отопительный сезон в 2020 году завершился очень рано (21 апреля).
— Большинство домов с общедомовыми приборами учета получили корректировку в пользу собственников. Для жителей 1153 домов начисления по квитанциям скорректированы в сторону уменьшения на общую сумму 215 миллионов рублей. Суммы перерасчета потребителям услуг учтены в счет будущих платежей за отопление, — комментировал тогда заместитель гендиректора по энергосбытовой деятельности «Омск РТС» Олег Хилько.
При этом для жильцов 114 домов корректировка пошла «в плюс» — им суммарно доначислили 11 миллионов рублей, так как эти здания получили больше тепла, чем начислялось изначально.
Как же происходит начисление корректировки? Всё просто: когда год заканчивается, высчитывается разница между тем, сколько было начислено по среднемесячному потреблению, и тем, сколько дом потребил тепловой энергии по факту. В зависимости от этого сумма в квитанции или увеличивается, или снижается. Как объяснили в пресс-службе «Омск РТС», в 2021 году фактическое потребление тепла превысило среднемесячное. Это объясняется тем, что отопительный сезон был длиннее, чем в 2020 году (на 19 дней), кроме того, зима прошлого года была холоднее. Именно поэтому корректировка для некоторых абонентов получилась такой большой.
По правилам корректировку проводят для тех домов, которые оборудованы общими счетчиками (в квартирах же они могут не стоять вовсе, быть лишь в некоторых или во всех). Если же приборы учета в доме отсутствуют в принципе, то годовая корректировка не производится — размер платы за отопление ежегодно определяется по нормативу потребления.
Что делать, если не согласен с размером платы?
Если у омичей есть претензии по поводу корректировки платы за отопление, то стоит обратиться в областную Госжилинспекцию — для этого лучше всего воспользоваться порталом госуслуг, но можно написать и на электронную почту, а также самому принести письменное обращение (правда, при этом нужно будет предоставить любой документ, удостоверяющий личность). По данным областной Госжилинспекции, к ним поступило уже более 220 обращений от жителей региона, которые не согласны с перерасчетом за отопление.
— Специалисты Госжилинспекции проводят внеплановые контрольные мероприятия по поступившим обращениям в отношении исполнителей коммунальных услуг — МП «Тепловая компания», АО «Омск РТС» и ООО «ТГКом». По их результатам заявителям направляется ответ с разъяснениями, — пояснили в Госжилинспекции, добавив, что если действительно найдутся нарушения при начислении корректировки, то организация должна будет их устранить.
Кроме того, в Госжилинспекции уточнили, что если показания общедомовых счетчиков отопления по каким-то причинам не передавали в ресурсоснабжающую организацию, то это учитывается при корректировке, и в течение трех месяцев будет применяться среднемесячный объем потребления, а затем начисления проведут по нормативу потребления.
Бонусный разбор
Но вопросы по квитанциям возникали не только о перерасчете за отопление. У некоторых омичей в квитанциях от «Омской энергосбытовой компании» появилась новая строчка с оплатой услуг компании «Факториал-Сиб». Что это за новая компания и почему ее услуги оказались в квитанции «ОЭК»?
Оказалось, что компания «Факториал-Сиб» занимается установкой домофонов, камер видеонаблюдения в подъездах и на придомовых территориях, а также шлагбаумов и распашных ворот. Соответственно, новая строчка — это абонентская плата за домофон, установленный «Факториал-Сибом» (либо за другие системы безопасности). О сотрудничестве с «ОЭК» в этом плане компания сообщила на своем сайте.
— В связи с многочисленными просьбами граждан об ежемесячном направлении квитанций на оплату наше предприятие совместно с «Омской энергосбытовой компанией» организовало работу по печати и доставке квитанций нашим абонентом силами «ОЭК». За несколько месяцев будет организована ежемесячная доставка квитанций для всего Омска и отдаленных районов. Производить оплату, как и ранее, можно любым доступным способом, и дополнительно по единой квитанции «ОЭК» в строке «Системы контроля "Факториал-Сиб"», в которой будут указаны начисленная абонентская плата и задолженность/переплата (при наличии), — сообщили в «Факториал-Сибе».
В 2019 году на таких же условиях с «ОЭК» начал сотрудничать региональный оператор «Магнит». С тех пор в квитанциях «ОЭК» есть строчка с оплатой за вывоз и обработку твердых коммунальных отходов.