Около десяти лет назад участковая больница в Красном Яре переехала из старого корпуса в новый. Сейчас она может похвастаться многим — например, стационаром, детской и взрослой поликлиникой, отделением стоматологии. Здесь же базируется и бригада скорой помощи — одна из трех на весь Любинский район. Недавно местные фельдшеры обратились в нашу редакцию с жалобой на условия работы. Они рассказали о проблемной машине, небольших зарплатах и о многом другом. Корреспонденты NGS55.RU отправились в Красный Яр, чтобы пообщаться с медиками скорой и взглянуть на их условия работы.
Путь в Красный Яр
Поселок Красный Яр с населением около пяти тысяч жителей находится на востоке Любинского района. Расположен он в 50 километрах от города. Добраться до поселка можно по федеральной трассе Омск — Тюмень. Наш путь на машине по времени занял около 40–50 минут. Из-за ремонта дороги на некоторое время мы застряли в пробке.
Вблизи села, не доезжая до виадука, мы свернули на пока еще приличную дорогу, которая увела нас вглубь поселка. Не зная ничего о Красном Яре, мы пытались добраться до больницы по интернет-картам. Порой это рискованно, но иного выбора не было. Спустя мгновения наш автомобиль пыхтел по бездорожью, а водитель Елена Латыпова старалась аккуратно объезжать лужи, которые черт знает какой были глубины. Рядом с нами машин не было. Местные давно в курсе, где нужно ездить.
Наконец мы добрались до улицы Первомайской — одной из главных в поселке. На углу Первомайской и Октябрьской мы заметили симпатичное двухэтажное здание. Это наш конечный адресат — новая больница. Здание выглядит современно, оно симпатичнее многих городских медучреждений. У ограды больницы нас встречает фельдшер красноярской бригады Галина Гревцова. Она и повела нас в отделение скорой помощи.
В состав местной бригады входят четыре водителя, четыре фельдшера и четыре медсестры. Так как это одна из трех бригад Любинского района, то и отвечают здешние медики за треть всего населения. Сюда входят как жители Красного Яра, так и те, кто живет в селах и деревнях неподалеку — в Политотделе, Любино-Малороссах и других. Обслуживают местные фельдшеры и часть проходящей рядом федеральной трассы Омск — Тюмень, которую из-за частых ДТП в народе прозвали «трассой смерти».
Укутанные в одеяла
У дверей в отделение припаркован серый «уазик». Именно на нём медики скорой ездят на вызовы. Рядом с «буханкой» расхаживает мужчина в возрасте и внимательно, как ревизор, осматривает ее. Его зовут Валерий Пожалов. Он старший водитель скорой со стажем более десяти лет.
— Как машина? Справляется? — интересуюсь я.
— Сейчас она идет по трассе километров 80, — обернулся мужчина. — Ремонтом занимаемся сами, хотя по приказу ремонтом спецтранспорта должны заниматься специализированные станции. Нас заставляют в свободное от работы время: «Иди и делай машину». А запчастей нет. Бывает, масло дадут, а на воздушный фильтр денег нет. Покупайте сами. Скидываемся.
Валерий Пожалов рассказал, что когда-то Красный Яр получил эту «буханку» новой. Но позже ее укатили в Любинскую ЦРБ — главную больницу, которой подчиняются все медучреждения района. За время работы в Любино машина, по словам мужчины, трижды бывала в авариях.
«Уазик» красноярской бригаде вернули зимой в 2020 году — после того, как их автомобиль «Соболь» сгорел на дороге между селом Любино-Малороссы и деревней Китайлы. По воспоминаниям Валерия Пожалова и его коллег из бригады, руководство Любинской ЦРБ говорило, что это решение временное.
В отделении скорой помощи, куда провела нас фельдшер Галина Гревцова, достаточно тихо. Нет пациентов, которым срочно требуется медицинская помощь. Нет суеты. Вероятно, мы прибыли сюда в один из тех дней, когда работы у медиков не так много.
Внутри отделение располагает кухней с диваном и столиком, а напротив нее находится кабинет, где и дежурят фельдшеры. На стене кабинета висит календарь на текущий год от Любинского молочноконсервного комбината. Под потолком в самом углу на подставке стоит икона. В кабинете есть еще одна дверь, которая ведет в другое помещение. Там для сотрудников скорой оборудовали туалет и душевую кабину.
Встретив нас в отделении, фельдшеры продолжили разговор о проблемной машине. По словам медиков, зимой, когда Омскую область настигают 30–40-градусные морозы, в автомобиле становится холодно. По этой причине оборудование замерзает, а пациентов приходится возить в одеялах.
— Не то чтобы мы такие нежные и многого хотим, но при этом страдают ведь и пациенты, — рассказывает фельдшер скорой помощи Наталья Дудник. — Или когда мы едем на вызов, а у нас перекись замерзла, то что делать?
— Пациента заворачиваем в 2–3 одеяла. И сами заворачиваемся, если на улице мороз, — добавляет ее коллега, фельдшер Светлана Кирютина.
Как оказалось, у машины скорой помощи нет гаража, поэтому она всегда стоит на улице. В морозы фельдшеры заносят медицинское оборудование в теплое помещение, чтобы сберечь его. Старший водитель Валерий Пожалов говорит, что с жалобой от лица всей бригады обращался в передачу «Губернаторский час».
— Больницу построили. Она хорошая, красивая. Но мы же не в Африке живем, не в Сочи. Зима — у нас 40-градусный мороз. На этом парапете машина замерзает. Мы обслуживаем 60 километров федеральной трассы. [Если] где-то ДТП, мы в течение 20 минут должны на вызов приехать. А машина замерзшая! Бывает, что начинаем «рвать» машину. Потом руководство наше говорит: «Вы, красноярцы, поломали машину». Как она может не поломаться, когда мосты, коробка замерзли? Нам быстрее надо человека спасти! Гаража, говорят, вам не предусмотрено. Как это не предусмотрено? — возмущается водитель.
Медики рассказали, что после обращения к губернатору Александру Буркову главный врач Любинской ЦРБ Татьяна Тешкина отыскала для нужд местной скорой гаражный бокс. Но он не отапливался, поэтому машина до сих пор ночует на улице.
— А как у вас с оборудованием для скорой?
— Например, аппарат ИВЛ технически неисправен, — объясняет фельдшер Наталья Дудник. — Мы пробовали писать докладные, писали нашему медтехнику, чтобы устранил неполадки. На сегодняшний момент всё на прежнем уровне. У нас в принципе этот вопрос решен. Сейчас мы используем переносной кислородный аппарат на 2 литра. Помощь оказываем в том объеме, который необходим. Но [с исправным ИВЛ] было бы удобнее. Тем более у нас ИВЛ/ВВЛ — то есть он может работать в 3–4 режимах.
Все на вызов
Во время беседы у дежурного фельдшера Галины Гревцовой начинает звонить телефон. С медсестрой Натальей Григорьевой ее вызывают в деревню Федоровку. Там их ждет пациентка, которая нуждается в паллиативной помощи. На вызов наш фотограф отправляется с ними. На пути машина некоторое время стоит в пробке — всё по той же причине. Ремонт федеральной трассы. Местами, где это было возможно, водитель Николай Ждакаев едет по обочине, чтобы быстрее добраться до деревни.
«Уазик» реагирует на любую кочку, поэтому поездка до Федоровки сопровождается бесконечной тряской. Но медики к ней, кажется, давно привыкли. Не замечая колдобин, они обсуждают и пациентов, и условия работы. К счастью, в деревню бригаду привела асфальтированная дорога. Она также давно нуждается в капитальном ремонте.
В частном доме медиков встречают родственники пациентки. Над кроватью больной женщины развешаны фотографии родных, а также икона. Фельдшер Галина Гревцова интересуется у родственников самочувствием пациентки. Спустя минуты ее грузят на старую каталку несколько человек, в том числе и фельдшер с водителем скорой помощи.
Ехать на трясущейся машине женщине явно тяжело — она морщится от боли. Водитель Николай Ждакаев старается не спешить. Вызов не экстренный. Пациентку нужно довезти до стационара так, чтобы она получила как можно меньше вреда от поездки. Уже у входа в отделение каталку с женщиной выгружают несколько мужчин. Медики рассказали нам, что на «буханке» больных возят не только в Красный Яр, но и в Омск.
15–17 тысяч
После вызова водители скорой помощи пошли на кухню, чтобы отобедать. За столом разговор предсказуемо зашел о зарплатах. В Федоровке грузить пациентку помогал водитель — по сути он выполнял работу санитара. Но, как говорят здешние, деньги он за это не получит. Валерий Пожалов объяснил, что, например, в городе водители не носят пациентов. По этой причине красноярцы хотят дополнительных выплат за такую работу.
— Наши девчонки вдвоем пациента будут тащить? У нас, бывает, такие люди — по 150 килограммов. Они будут тащить, а я буду сидеть, что ли? Не по-человечески как-то. Видно, там [думают]: «Куда он денется, всё равно потащит». Два года назад было собрание. Я лично вопрос [главврачу Любинской ЦРБ] Татьяне Анатольевне задавал. «Рассмотрим, поможем, сделаем. Будет вам оплата как санитару». Нет «санитарных» доплат и по сей день. <...> Мы вроде все выполняем одну и ту же работу — что в городе, что в районе. Мы обслуживаем пациентов. Но омский водитель получает 40 тысяч, а мы получаем 15–17 тысяч, — сказал Валерий Пожалов.
На зарплаты жалуются и фельдшеры с медсестрами. Наталья Дудник рассказала, что они подавали заявление на имя министра здравоохранения Омской области Александра Мураховского. В ответе ведомство указало среднюю заработную плату каждого сотрудника, отметившегося в обращении. Медики уверяют, что эти суммы не соответствуют тем, которые они получают на самом деле. Наталья Дудник привела пример: вместо средних ежемесячных 36 тысяч она, по данным регионального Минздрава, должна получать 51 тысячу.
«ЛюбиМо»
На вызов в Федоровку фельдшер Галина Гревцова и медсестра Наталья Григорьева ездили в теплых синих жилетках — с левой стороны на них изображен фирменный логотип «ЛюбиМо». Дело в том, что спецодеждой красноярскую бригаду снабжает Любинский молочноконсервный комбинат. Предприятие играет большую роль в работе бригады. За это медики лично благодарны гендиректору организации Геннадию Вальтеру. Фельдшеры также рассказали, что во время вспышки коронавируса молкомбинат дарил бригаде защитные костюмы, маски, перчатки и другие антиковидные приспособления, а еще помогал продуктами питания.
Медики говорят, что в больнице нет главного врача, но есть заведующая Юлия Федорова. По возможности она старается улучшать рабочие условия бригады, однако все ключевые решения исходят из Любинской ЦРБ. Фельдшеры и водители уже просили региональный Минздрав разобраться в их отношениях с главной больницей района, также они обращались лично к руководству ЦРБ. По их словам, результата эти действия особо не приносят.
— У каждого должны быть свои обязанности, — говорит старший водитель скорой помощи Валерий Пожалов. — У меня есть обязанности, и я их выполняю. А вы со своей стороны, стороны руководства, выполняйте свои обязанности. Создайте нам условия для работы, условия труда. Лишнего никто не просит.
NGS55.RU отправил официальный запрос в Министерство здравоохранения Омской области с просьбой прокомментировать проблемы, о которых нам сообщили сотрудники бригады скорой помощи Красного Яра. Мы будем следить за развитием событий.