Новая коронавирусная инфекция четвёртый месяц лидирует в новостных сводках Омской области. Первые заболевшие появились в регионе в конце марта — семья из трёх человек привезла вирус из Объединённых Арабских Эмиратов. Сегодня известно уже о 3533 больных COVID-19. Но ведь и другие, более привычные, инфекции никуда не делись. Хотя заболеваемость всё-таки пошла на спад. Мы выяснили, с чем это связано. И вы не поверите, но тоже с коронавирусом.
Увы, статистики считают не так быстро, как нам хотелось бы. Актуальные данные об инфекционной заболеваемости есть только за пять месяцев 2020 года. Проанализировали показатели за апрель и май, когда коронавирус активно обживался Омской области. Самыми распространёнными остались острые инфекции верхних дыхательных путей (ОРВИ), но количество диагностированных случаев сократилось по сравнению с прошлым годом почти в полтора раза — до 30 534. Коклюшем омичи болели в апреле-мае в 4,3 раза реже, чем год назад, ветрянкой и острыми кишечными инфекциями — в три раза, педикулёзом — в 2,6 раза, острыми гепатитами — в два раза, сифилисом — в 1,8 раза, гриппом — в 1,5 раза, туберкулёзом — в 1,4 раза.
Врач-инфекционист высшей квалификационной категории Марина Привалова считает, что снижение заболеваемости напрямую связано с действовавшим в Омской области режимом самоизоляции и усиленными мерами профилактики коронавируса. Специалист напомнила про семью Лыковых, которые много лет жили отшельниками в тайге и ничем не болели, несмотря на то, что прививок у них не было.
— Чем меньше контактов, тем меньше передача заразы. Тем более, что основные инфекции сегодня — это вирусные острые кишечные инфекции, высококонтагиозные (степень заразности. — Прим. ред.). Там очень низкая инфицирующая доза, для этого должен быть достаточно близкий контакт. Так же и со вшами, — объяснила Марина Привалова.
Обе эти болезни чаще всего встречаются у детей, а они все два месяца сидели дома, потому что детсады и школы были закрыты. Круг общения у них был ограничен, а рацион более предсказуемым. Свою роль сыграли и рекомендации медиков чаще и тщательнее мыть руки и продукты, а также дезинфицировать поверхности. Разобщение и социальная дистанция также положительно повлияли на динамику заболеваемости ветрянкой и ОРВИ.
Врач не исключает, что омичи стали меньше болеть и потому, что их иммунная прослойка сейчас достаточно сильная. По словам Марины Приваловой, у любого инфекционного заболевания есть определённый период активации. Например, вспышки менингококковой инфекции происходят каждые девять лет. По данным Росздравнадзора, за последние два месяца зарегистрированы два новых случая менингококка, тогда как год назад — ни одного.
— В прошлом году все энтеровирусными, аденовирусными инфекциями переболели, в этом году не болеют, — добавила Марина Привалова.
А вот версию, что заболеваемость снизилась из-за того, что с начала эпидемии врачи сконцентрировались на оказании срочной медицинской помощи, сократив плановый приём пациентов, она не подтвердила.
— Если человеку плохо и он не попадает в государственную клинику, он придёт в частную, — отметила врач-инфекционист.
Однако совсем этот фактор исключать нельзя. Профилактические осмотры и диспансеризация в Омской области отменены с начала апреля. В прошлом году диспансеризацию прошли почти 408 тысяч человек, и только у 18,4% врачи не нашли никаких хронических заболеваний, сообщается в отчёте Областного центра медицинской профилактики.