В системе омского здравоохранения грядёт масштабная оптимизация — вместо стационарных лабораторий, в которых сейчас занято почти две тысячи специалистов клинико-лабораторной диагностики, в регионе появится единый лабораторный центр. Под его крылом в Омской области будут работать всего две лаборатории — одна будет размещена в Таре, другая — в Омске.
Омские медики-лаборанты обеспокоены перспективой остаться без работы. Под сокращение попадёт более тысячи человек — в едином лабораторном центре будет всего 389 рабочих мест. Информацию об этой оптимизации от главрачей и персонала омских медучреждений скрывали до последнего.
— Официальную информацию нам никто не сообщал, но мы думаем, что она поступит в самый последний момент, чтобы мы ничего не успели предпринять. Но обсуждение этой оптимизации в нашей среде уже идёт. В коллективе сейчас царит страх и ощущение неопределенности, — поделилась с корреспондентом NGS55.RU сотрудница одной из омских лабораторий, пожелавшая остаться анонимной.
В областном Минздраве заверили, что в ближайшее время с сотрудниками лабораторий проведут встречу и подробно всё разъяснят. Более того, специалистам лабораторий обещают дать возможность переобучиться и устроиться на работу.
Контролировать лабораторную службу в Омской области теперь будет московская группа компаний «МедИнвестГрупп». Она принадлежит российскому предпринимателю Виктору Харитонину. Харитонин — не просто успешный столичный бизнесмен. Когда-то он начинал строить свою бизнес-империю вместе с Романом Абрамовичем. Сейчас Харитонин входит в топ-50 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes. Издание оценивает его состояние в 2,3 миллиарда долларов. В 2020 году он поднялся на 43-ю строчку в списке самых богатых предпринимателей России. И не исключено, что по итогам следующего рейтинга Forbes Харитонин заберётся ещё выше — по данным издания Vademecum, бизнесмен является основным собственником фармкомпании «Генериум», фармпроизводителя «Биокад», который разрабатывает прототип вакцины от коронавируса. Впрочем, на фармрынке Харитонин успешно закрепился уже давно — препараты «Арбидол», «Коделак», «Компливит» и «Пенталгин» можно найти в любой аптеке. Эти раскрученные бренды — также часть бизнеса Харитонина.
Если вам кажется, что «МедИнвестГрупп» впервые вступил на омскую землю с подачи нового министра здравоохранения Ирины Солдатовой, то не торопитесь с поспешными выводами. Губернатор Омской области Александр Бурков ещё год назад в рамках Петербургского международного экономического форума подписал с Виктором Харитониным соглашение о создании в Омске центра ядерной медицины. Однако деловые связи, вероятно, укрепились в мае этого года, когда руководитель проектов «МедИнвестГрупп» Виктор Бабиков возглавил Дирекцию по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области. То есть стал курировать все госзакупки в региональном здравоохранении. Кстати, в «МедИнвестГрупп» Бабиков отвечал именно за развитие сети центров ядерной медицины. При этом создаётся впечатление, что для начала работы с госзакупками в сфере омского здравоохранения ему даже не пришлось покидать свой пост в «МедИнвестГрупп» — всего за несколько дней до того, как возглавить Дирекцию по обслуживанию государственной системы здравоохранения, он подписал соглашение о создании центра ядерной медицины в Томске. Кстати, Томск — родной город нового омского чиновника.
Концепция централизации лабораторной службы предполагает повышение эффективности проводимых исследований. Дело в том, что сеть лабораторий при омских больницах хотят закрыть как неэффективную.
— Необходимость таких действий продиктована в первую очередь состоянием материально-технической базы, отсутствием возможности проводить исследования в установленные сроки и с должным качеством, также ограничен спектр исследований, — объяснили в министерстве здравоохранения региона. — Помимо того, в медицинских учреждениях отсутствует выстроенная логистика по доставке материалов из одной лаборатории в другую. Помещения не соответствуют САНПИНам и им требуется дорогостоящий ремонт.
Основание для выводов — результаты исследования с конкретными цифрами и подробным экономическим анализом. Однако у омских медиков много вопросов к этому исследованию.
— Цифры, представленные в тексте этой концепции на ста восьмидесяти страницах, мягко говоря, некорректны. В документе очень много лживой информации. Например, в данных по количеству общих анализов мочи по всем медучреждениям фигурирует одна и та же цифра, более того, информация искажена в сторону занижения количества исследований. Когда мы сами все посчитали, цифры получились другими. Такое ощущение, что они хотели показать, что у нас плохое клинико-лабораторное обслуживание, а все лаборатории не соответствуют стандартам, — поделилась с нами сотрудница ещё одной омской лаборатории.
Действительно, к представленным в документе расчётам «МедИнвестГрупп» много вопросов даже у самого министерства здравоохранения. В распоряжении NGS55.RU имеется служебное письмо, направленное заместителю министра здравоохранения региона Анастасии Маловой. В нём, в частности, сообщается о том, что цифры, которые указаны в исследовании «МедИнвестГрупп», не сходятся с реальными. Например, за прошлый год в лабораториях Омской области было проведено 66 миллионов исследований, а по данным «МедИнвестГрупп» их было всего лишь 28 миллионов. При этом первичную информацию об объемах лабораторных исследований в Омской области по запросу минздрава высылали сами лаборатории.
В строке с объемами проведенных в регионе клинических анализов мочи в этом исследовании фигурирует одна и та же цифра — 1320. Она повторяется несколько раз, несмотря на то, что речь идёт о разных лабораториях с совершенно разными мощностями. По данным NGS55.RU данные, которые направляли омские лаборатории, кардинально отличаются от цифр в документе «МедИнвестГрупп» — в одном только Городском клиническом перинатальном центре таких анализов было проведено 63 тысячи.
— У нас очень квалифицированные кадры. 40 процентов специалистов имеют высшую категорию. Очень обидно, что нас представили в таком невыгодном свете — что мы ничего не можем и что в лабораториях у нас, как в хлеву. Они считают, что у нас нет логистики. Но у нас есть своя централизованная лаборатория. И клинический диагностический диспансер уже сталкивался с проблемой доставки материала из северных районов — это пагубно сказывается на аналитическом этапе исследований. Все исследования нужно проводить здесь и сейчас, а что уж там говорить о жизненно-важных анализах, — считают омские медики.
Тем временем в Минздраве уверены, что при проведении качественных и быстрых лабораторных исследований пациентам не придется пересдавать анализы при госпитализации, кроме того, должны сократиться сроки от постановки диагноза до начала лечения, а все результаты будут доступны как пациентам, так и врачам независимо от места их проведения.
— Плюс пациенты получат гораздо более широкий спектр исследований и им не придется тратить свои время и средства на проведение анализов в частных лабораториях, — утверждают в министерстве.
Отметим, что после сообщений о возможном сокращении количества рабочих мест в медицинских лабораториях региона областная прокуратура организовала проверку. Сотрудники прокуратуры оценят, насколько соблюдаются трудовые права медработников в Омской области.