Сегодня, 5 апреля, профессиональный праздник отмечают врачи-неонатологи — специалисты, которые выхаживают недоношенных младенцев и новорожденных с тяжёлыми патологиями. Заместитель главврача Исилькульской ЦРБ с почти сорокалетним стажем Ольга Купрякова рассказала NGS55.RU о том, как маленькие дети вырастают и приводят к ней уже своих детей.
Нет более хрупкого и сильного
90-е, Исилькульский роддом. Один из малышей появился на свет на 34-й неделе с массой около килограмма. И сейчас выходить такого ребёнка — тяжёлая кропотливая работа. А в те годы, в районе…
— Это был тяжёлый ребёночек — первые несколько дней он лежал на аппарате в нашем роддоме, затем его забрали в областную больницу. За первые полгода малыша ещё несколько раз возили в Омск на ИВЛ. Мы за него очень переживали. Врачи и родители очень многое сделали для этого ребёнка. Они прошли все реабилитационные центры, какие могли, и санатории, и наблюдались постоянно, — рассказывает Ольга Купрякова.
Малыш вырос, окреп. Закончил с золотой медалью школу, с красным дипломом — институт… Сейчас он — отец двоих детей, кандидат медицинских наук, преподаватель одного из омских вузов. Так получилось, что он постоянно был у Ольги Купряковой на глазах: она работала участковым педиатром как раз там, где жил этот мальчик.
Врачи говорят: нет существа более хрупкого, чем новорожденный. Но нет того, кто бы настолько сильно цеплялся за жизнь и выживал при тяжелейших ситуациях.
Каждый третий
Стаж Ольги Купряковой — 37 лет, и больше половины из них неонатологические. Отработав шесть лет в Читинской области после института, она переехала в Исилькуль. Начинала участковым педиатром, позже стала неонатологом. Затем Ольга Леонидовна получила должность заместителя главного врача местной ЦРБ, но продолжила работать с малышами.
— Нашему району повезло хотя бы потому, что у нас до последнего времени работало трое неонатологов. Правда, сейчас одна врач была вынуждена уйти, но и двое — это не один, — говорит Ольга Купрякова.
Неонатолог участвует в каждых родах. И каждому третьему малышу требуется неотложная помощь — увы, по информации регионального минздрава, сегодня статистика именно такая. Малышей подстерегают самые разные патологии — недоношенность, врожденные аномалии развития, проблемы с кровью, гипоксия, инфекции...
— Конечно, огромную роль играет настроение женщины, её здоровье, образ жизни, готовность к беременности. Посмотрите хотя бы на ситуацию с курением: мне в последнее время кажется, что дымящих женщин стало даже больше, чем мужчин. А алкоголь? Конечно, нельзя уберечь всех беременных женщин от тех же сезонных инфекций. Но есть простое правило: чем больше семья вкладывает в ребёнка, тем лучший получает результат, — поясняет Ольга Купрякова.
У таких деток много родителей
Чаще всего детей с серьёзными патологиями или недоношенностью начинают выхаживать на месте, стабилизируют, после чего их забирает областной роддом. Врачи находятся в постоянном контакте.
— Все прилагали усилия, чтобы этот ребёнок выжил, вырос, и чтобы у него осталось как можно меньше последствий. У таких деток много родителей. Конечно, сейчас удобно работать — и аппаратура, и телекоммуникации, WhatsApp... Всю информацию мы передаём в течение нескольких минут, находясь у постели больного. Можем в любое время суток проконсультироваться с любыми специалистами — хирургами, кардиологами, эндокринологами. Наконец, вызвать их к себе. Поэтому мы очень благодарны своим коллегам, хочется это особо подчеркнуть, — рассказывает Ольга Купрякова.
Специфика работы в небольшом городе: врач почти каждый день видит «своих» выросших детей. И случайный человек чаще всего никогда не догадается, что их связывает. А Ольга Купрякова до сих пор помнит, что один весил при рождении 900 граммов, другой — 800, а третий — больше пяти килограммов. Отдельная радость, когда дети появляются уже у них — таких случаев в практике Ольги Леонидовны немало.
— Конечно, приятно, когда друзья смеются: детей смотрела, теперь внуков — подожди ещё немного до правнуков. В этом и заключается радость педиатра, — улыбается медик.
Правда, любая палка о двух концах. Когда ребёнку становится лучше, радости больше, чем если бы речь шла о взрослом. Но вдвойне обиднее и больнее, когда малышу не удаётся помочь так, как хотелось.
P.S.: «Мы их очень любим, но мы для них чужие»
По словам Ольги Купряковой, если недоношенность небольшая, то такие детки, как правило, к двум годам нагоняют ровесников. Конечно, при том условии, что семья будет заниматься ребёнком.
— Кто-то быстрее восстанавливается, кто-то медленнее — всё вариативно. Мы их очень любим, но мы для них чужие. Да, пытаемся создать условия, общаемся, уговариваем, подбадриваем. Но мама тоже нужна. И если она не приходит, сильно обижаются — если к кому-то пришла, а к ним не пришла. Ведь у каждого из них свой характер, хоть они и маленькие.