«В случае пожара звоните 101» — эту фразу все знают с детства. Но как быть, если телефоны еще не изобрели? 110 лет назад в Омске эту проблему решили с помощью пожарной каланчи. На ее вершине день и ночь стоял дозорный, который внимательно наблюдал за городом. Кирпичные стены башни хранят воспоминания о городских катастрофах и работе пожарных, но видеть их сейчас мы можем только благодаря нескольким счастливым совпадениям и неравнодушным людям.
Сегодня в рубрике «Исторический ОмскЪ» Екатерина Шрайнер рассказывает о том, как в центре города появилась пожарная каланча, из-за чего ее не могли построить несколько лет и почему хотели снести.
Деревянная башня
С момента основания и до середины ХХ века Омск был практически полностью деревянным, а значит пожары несли для него большую опасность. Известно, что пламя дважды буквально уничтожало половину города. Первый страшный пожар произошел в мае 1819-го, второй — в мае 1823-го. Сотни людей тогда лишились домов, а городская казна понесла огромные убытки. Конечно же, с огнем пытались бороться, в том числе с помощью наблюдения за городом с высоты. Узнать о возгорании, когда телефонов еще не существовало, пожарные могли только так.
Та башня, которую мы видим в городе сейчас, не первая в Омске. В 1870 году на улице Александровской (современной Интернациональной) появилась деревянная каланча. Располагалась она на здании полицейского участка. Так было принято в то время.
— Пожарная каланча была при пожарной части, а та в свою очередь — при полицейской части. В городе в XIX веке их было две. Одна на левом берегу Оми — там, где сейчас Театральная площадь, вторая — на правом берегу. Функции полиции были намного шире, чем сейчас. Неслучайно ведомство называется Министерством внутренних дел. Все дела, которые не иностранные, относятся к внутренним. В составе части была казарма для полицейских и пожарных, арестный дом, пожарное депо и каланча, — рассказал историк и краевед Игорь Коновалов.
От чертежа до здания
Городу деревянная каланча служила достаточно долго, но к началу ХХ века, как сказано в исторических документах, она «сильно сгнила, осела в углах и имела подставки под потолки».
Башня шаталась от ветра и забираться на нее было просто страшно. Из-за того, что город сильно вырос и в высь, и в ширь, с нее уже не было ничего видно. Выход из этой ситуации только один — строить новую каланчу. На этот раз более высокую и из более надежного материала:
— Решено было сделать на месте деревянной каланчи каменную. Объявили конкурс на проект. Его выиграл архитектор Илиодор Хворинов (автор Драмтеатра, дома-магазина Марии Шаниной, Женского епархиального училища и др. — Прим. ред.) Он любил работать с красным кирпичом, тяготел к классической архитектуре, поэтому на каланче можно увидеть интересное, довольно редкое сочетание штукатурного декора с кирпичными стенами.
В 1912-м проект башни был готов, но строительство затянулось. Городские власти долго не могли найти подрядчика — никто не хотел браться за работу по установленной смете в 7408 рублей. Пожарная каланча оставалась лишь чертежом на бумаге еще два года, а потом воплотить проект в жизнь решился крестьянин Михаил Кузнецов. Он предложил городским властям наименьшую сумму (из всех ранее предложенных) за работу — 12 900 рублей, и те согласились.
Интересно, что прямо во время строительства башню решили увеличить. За прошедшее с момента создания проекта время Омск еще немного «подрос», и все понимали, что каланча получается слишком низкой. В итоге достроили ее только в 1915-м, и с тех пор каждый день дозорный следил за происходящим на городских улицах.
— На вершине каланчи есть мачты, на которые в случае пожара поднимали красный шар с той стороны, где увидели огонь. Если было нужно, дозорный спускался к пожарной команде и показывал, где горит. На втором этаже каланчи была квартира городского брандмейстера (начальника пожарной команды. — Прим. ред.) Всего три комнаты без всяких удобств. Жили там довольно скромно.
Снести или оставить?
Функционировала пожарная каланча вплоть до 1960-х, хотя в ней, по сути, уже не было необходимости. К тому времени связь была развита — сообщали о пожаре по телефону, но дозорный всё равно стоял на крыше, отдавая дань давней традиции.
Такая ситуация устраивала далеко не всех. Это сейчас пожарную каланчу признали объектом культурного наследия и относятся к ней как к памятнику архитектуры, а еще несколько десятилетий назад ее хотели снести. Причем такие планы появлялись не один раз.
— В 1951 году возвели пятиэтажку на Интернациональной, 35. В планах было строительство и второго такого дома, как раз на месте каланчи. К счастью, это не сбылось. В конце 1955-го политика поменялась, изменились вкусы, вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами. Проект этого дома стал неактуальным.
Через несколько лет из-за строительства Главпочтамта над башней снова нависла угроза. Но тогда ценителям истории, в числе которых был секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский, удалось ее спасти.
Долгое время здание оставалось заброшенным. В годы перестройки были те, кто предлагал разместить в нем какой-нибудь магазин, ресторан или хотя бы мастерскую. Но и эти планы не сбылись.
В 2007 году башню отреставрировали. А за несколько лет до этого на ее крыше установили манекен в пожарной форме. Вы наверняка видели его, когда проходили по улице Интернациональной. Этот «дозорный» свой пост не покидает никогда.
В прошлой публикации рубрики «Исторический ОмскЪ» мы рассказывали о том, как на Любинском проспекте появился магазин Марии Шаниной. Почитать можно здесь.