Амур, Порт-Артур, Нефтяники — эти народные названия омских районов уже настолько прикипели к языку, что нам кажется, будто они были вписаны в историю Омска несколько столетий назад. Хотя появились они сравнительно недавно — в прошлом веке. На сегодняшний день эти топонимы «легализованы» — их можно увидеть даже в сухих сообщениях представителей местного самоуправления и на картах в 2ГИС. NGS55.RU решил выяснить историю их появления.
Кировский округ
Старый Кировск зарождался как район, в котором обосновались бедняки, купившие за небольшие деньги земли, пустовавшие вплоть до конца XIX века. Это место получило собственное название — Ново-Омск. Вскоре к новым поселенцам присоединились рабочие, строившие железнодорожный мост через Иртыш. Местечко, в котором они обосновались, получило название Куломзино.
— В 1891 году в Омске побывал наследник престола Николай Александрович. Он заложил строительство Успенского собора и дал благословение на строительство участка железной дороги Транссибирской магистрали, а вскоре началось строительство связанных с ней поселков. Территорию на левом берегу Иртыша многие и сегодня называют Куломзино — по фамилии руководителя строительства омского участка Транссибирской магистрали Анатолия Куломзина. Потом уже появилась и станция с таким названием, — рассказывает директор Музея истории городского самоуправления Сергей Первых.
Территория нынешнего Старого Кировска была популярна среди немцев, которых в Омской области всегда было много. Сибирские немцы обосновались в месте, получившем название Немецкий поселок.
Ново-Омск имел статус самостоятельного города, к областному центру его присоединили в 1933 году. А в 1935 году эта часть города получила статус района и название «Кировский» — в честь революционера Сергея Кирова, убитого выстрелом в затылок в 1934 году.
Ленинский округ
Строительство омского участка Транссибирской магистрали кардинально изменило и местность по ту сторону Иртыша. На правом берегу, на землях, принадлежавших сибирскому казачьему войску, до начала стройки свободно дышал атаманский хутор. Но вскоре казакам пришлось подвинуться — рядом с ними поселились работники железной дороги — кочегары, машинисты, помощники машинистов. Местность, где обитали работяги, привыкшие постоянно взаимодействовать с углем, назвали Черным городком. А по соседству с ним разрастался Белый городок — там жили привилегированные рабочие железной дороги и инженеры.
— Вообще вся железная дорога по Западной Сибири прошла по казачьим землям, потому что их не надо было выкупать ни у кого — они были государственными. Это помогло существенно сэкономить на строительстве. Помимо Черного городка, был еще и Красный, и он не имел никакого отношения к революции. Насколько мне известно, это было связано с цветом крыш, — поясняет Сергей Первых.
Буквально через несколько лет началась Русско-японская война.
— Насколько мне известно, четыре полка из сибирского казачьего войска отправили воевать на Дальний Восток. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в обиходе местных жителей появилось слово «Порт-Артур» и «Сахалин» — они ежедневно звучали со страниц омских газет и писем, которые присылали своим близким участники сражений, — сказал Сергей Первых.
Немного иную версию появления этих названий шесть лет назад рассказывал омский краевед Владимир Селюк. Он считал, что эту местность заселили демобилизованные с Сахалина и Порт-Артура. «Во время Русско-японской войны, примерно в 1904–1906 годы, прошло массовое расселение людей — демобилизованных моряков и рабочих-железнодорожников. Подобных поселков было много, и их называли по месту, откуда были демобилизованы их жители: Порт-Артур, Сахалин... Жилье там было плохое: сырость из-за Чередового озера, бараки, да и сами жители не отличались спокойным нравом».
По словам Сергея Первых, местность, которую мы знаем сейчас как Привокзальный поселок, переименовывали несколько раз. В свое время его называли в народе Сильвестровским — в честь архиепископа Омского и Павлодарского Сельвестра. В 20-х годах прошлого века его переименовали в поселок Сталина. После смерти главы СССР поселок стал Привокзальным.
Поселение, образовавшееся рядом с железнодорожной станцией «753-я верста», получило название в честь деревни Новая Москва, которую основали крестьяне, перебравшиеся в Омск из Московской губернии. В советское время этой территории пытались дать номера — Московку хотели переименовать в кварталы А и 19, но она так и осталась Московкой.
Советский округ
Живописный район, который местные жители называли Озерками, славился своими водоемами. Сюда люди приходили летом, чтобы отдохнуть у воды. А зимой скатывались на санках с оврага, который окружал озера. Озерки и дали название Заозерным улицам, а местные жители образовали новый топоним — стали назвать свой район Заозерным или просто Заозеркой. Кстати, в советское время у него было более скучное официальное название — «10-й микрорайон», но оно не прижилось.
— Когда вы проезжаете по улице Заозерной, от моста 60-летия ВЛКСМ до улицы Стрельникова, вы едете как раз по Озеркам. Там было несколько озер, и вот рядом с местом отдыха появляются улицы Заозерные — первая, вторая, четвертая... Кстати, первые дворы, которыми открывается район Нефтяников, раньше тоже относился к Озеркам. Даже трамвайная остановка возле Автодорожного института носила название «Озерки».
В пятидесятых годах в Омске ввели в эксплуатацию нефтезавод, который дал жизнь новому району. К Заозерным улицам начали прирастать Поселковые, для работников завода строились дома на улице Нефтяников, которую позже переименуют в улицу Малунцева.
— Мальчишки, жившие в этом районе, называли себя нефтяниками. Потом пошли сокращения — Нефты. «Мы из Нефтов» — так они себя идентифицировали. Эти сокращения иногда порождают еще более интересные топонимы, как, например, получилось с Чкаловским поселком, который местные переименовали в Чикаго. Это отлично характеризует не только территорию, но и ее население с определенным образом жизни и характером поведения, — считает Сергей Первых.
За Озерками, рядом с Красноярским трактом, был еще один райончик, получивший народное название. Официально он назывался «9-й микрорайон», но благодаря улице Стрельникова, которая стала его центром, район называли Даманским. Дело в том, что уроженец Омска Иван Стрельников в 1969 году погиб на заставе Даманского полуострова, защищая границы Советского Союза.
Внутри Нефтяников зародился еще один топоним, связанный с отдельным зданием. Сегодня это торговый комплекс «Консум-центр», а в прошлом — столовая, которую в народе прозвали «Три Поросенка». Омичи до сих пор гадают, откуда пошло такое название — кто-то считает, что виной тому стало изображение трех поросят на стене столовой, а кто-то намекает на яркую внешность троих поварих, подававших блюда в заведении.
Центральный округ
Выселок, прозванный в народе Волчий хвост, в районе улиц Яковлева, Рабиновича и Октябрьской был не самым благополучным местом. Такое название он получил из-за изогнутой формы, впрочем, и нравы в этих трущобах были волчьими. По соседству с ними, на северном берегу Оми, жили мастеровые и рабочие — их местность называлась Кучугурами. Слово «кучугуры» популярно среди жителей Подонья — так они называют песчаные ямы и бугры, появившиеся благодаря ветру. Для сибиряков «кучугуры» — это прежде всего большие сугробы. Жители Кучугур устраивали кулачные бои с жителями противоположного берега — луговскими. Лугами называли местность, где крестьяне пасли скот.
— Была такая, скажем, добрая традиция, когда кучугуровские встречались с луговскими посреди Омки, например, на Святки и устраивали кулачные бои — стенка на стенку, — добавляет Сергей Первых.
Еще одна важная топонимическая точка на карте Омска — Хитрый рынок, который возник на пустыре неподалеку от завода «Полет».
— В народе его прозвали Хитрым, потому что он не был узаконен. Торговлю жестко контролировала милиция. И среди торговцев еще появилась такая каста обменщиков. На Хитром рынке валенки можно было поменять на известь, кусок ткани — на кусок сала, — рассказывает краевед Сергей Первых.
Разумеется, не все топонимы живут в лексиконе омичей вечно. Молодые люди уже вряд ли покажут на карте Куломзино или Кучугуры, но некоторые названия омских районов остались актуальны и спустя сто лет. Но время вытесняет старое — например, названный в честь рабочих судоремонтного завода городок Водников уже перемешался с «Серебряным берегом». Забудется ли старое название спустя еще сто лет — покажет время.