Как часто бывает с железной дорогой, вокруг нее начинает появляться район. Так случилось еще в XIX веке и со Старой Московкой. Правда, тогда она была просто Московкой, так же как и станция по соседству. Намного позже районы условно разделили на Старую и Новую Московку. Здесь располагается железнодорожная больница, множество специфических учреждений, связанных с ж/д, ну и, конечно же, сама станция с вагоноремонтным депо и множеством линий. Район очень старый, изобилует необычной архитектурой, а благодаря удаленности от центра живет своей особой жизнью. Мы решили спросить у местных, как им тут живется, и посмотреть своими глазами на часть района между остановками «Поселок Южный» и «Воинская».
Мы продолжаем нашу новую рубрику. Она о районах города, куда не водят туристов, а если приводят, то получают протяжное «Ну и дыра-а» (мы проверяли), откуда и название рубрики. Но мы очень любим свой город и хотим показать, что жизнь, пусть не всегда красивая, но интересная и необычная, есть не только в центре Омска.
Всё начинается где-то здесь — на перекрестке улиц Новокирпичной и 6-й Станционной. О том, что район связан с железной дорогой, всякому входящему напоминает монумент в виде паровоза. Хотя почему в виде? Это и есть самый настоящий старый паровоз ПЗ-36. Такие до сих пор эксплуатируют на железной дороге, правда, не в Омске.
Магазинов в районе очень много. По крайней мере, на описываемом участке. Они встречают нас от самого перекрестка. И представлены как крупными торговыми комплексами, супермаркетами, так и вереницей киосков и палаток частных предпринимателей. Купить можно всё что угодно, от помидорчика до холодильника, в котором помидорчик этот и можно хранить.
Александра и Анатолий — давние жители Старой Московки. Живут они здесь с тех времен, когда за их домом, кстати, стоящим почти на входе в район, были не торговые комплексы, а поля с картофелем и больше ничего. Сейчас районом они более чем довольны. Перво-наперво отмечают наличие всех магазинов рядом. Да и вообще, говорят, рядом всё. Проблемы транспорта пенсионеры тоже не замечают. «У нас самый лучший транспорт!» — отмечает Анатолий. «Хоть куда уезжаем», — добавляет Александра. Отметили также и чистоту двора, работу своей УК. Минусов назвать не смогли вообще. Здорово, когда жители полностью довольны районом.
Мы идем осматривать район дальше. В глаза, как обычно, бросаются парковки — в основном все на грунте или траве. Неухоженные тротуары, давно не видавшие ремонтов, пустыри.
Во дворах жители многое делают своими руками из подручных материалов. Вот, например, целая тренажерная площадка из шин.
Бросилось в глаза то, что дети здесь не сидят в телефонах, а играют в мяч или катаются на каруселях, молодежь прекрасно себя чувствует в компании местных бабушек — им есть о чем поговорить. Будто бы цивилизация сюда не очень-то спешила прийти, и люди хоть и пользуются всеми благами, но не слишком активно.
Малые торговые комплексы и частные палатки можно найти не только на основной линии, но и глубоко внутри дворов. Конечно, для местных жителей это очень удобно.
Про асфальт на местных дорогах и междворовых проездах можно часто сказать, что он отсутствует. Точнее, он, конечно, есть, но покрыт ямами и грунтом, потому что как был сделан однажды при Советах, так и не ремонтировался. Однако это не мешает пользоваться на нем обычными и необычными средствами передвижения.
Район старый настолько, что многие дома уже были снесены и на их месте выросли новые, более современные. Правда, от Старой Московки они отгородились высокими заборами, обвешаны камерами и живут своей отдельной жизнью.
Прямо напротив новых домов есть всё те же старые добрые гаражи. Они тянутся длинными рядами вдоль железнодорожных путей станции.
В одном из дворов есть большая площадка, на которой играет множество детей. Сразу понятно, что они сбежались сюда из всех соседних дворов.
На площадке вместе с детьми нашлись и мамочки. У одной из них мы решили узнать про жизнь в районе и сразу же получили ответ: «Бесперспективно». Ольга рассказала, что четыре года назад детская площадка, на которой мы встретились, была лучшей среди ближайших дворов. А потом постепенно пришла в негодность. Больше за ней никто не ухаживал. Сломанные качели срезали, лавочки и карусели вышли из строя да так и стоят. А дети идут сюда по привычке. Но площадка уже совсем не та: «Всё, что осталось, добиваем до конца».
Во дворе стоит заброшенное здание. Жителям хотелось, чтобы в нем открыли что-то для детей: «У нас ничего для детей нет: ни развивающих кружков, ни игровых площадок». За детскими развлечениями и в центры развития приходится ездить «в город» или на Новую Московку.
При этом, как и все другие жители, Ольга отметила близость и разнообразие магазинов. Рядом поликлиника, школа, детский сад. — Только всё остановилось и дальше не улучшается, — грустно подытоживает она.
Хоть магазинов в округе много, некоторые не желают покупать продукты, а стараются есть выращенное своими руками прямо в палисаднике многоквартирного дома. Мы обнаружили тут целое картофельное поле, рядом плантацию помидоров, а еще дерево ирги высотой с пятиэтажный дом.
А кто-то тем временем пробирается среди стареньких домиков, огородов по колдобинам и гаражам, чтобы зарядить свой электрокар в глубине Старой Московки.
Напротив АЗС для электромобилей стоит заброшенное здание необычной архитектуры. О нем, кстати, мы расскажем вам отдельно в эту субботу в рубрике «Что здесь строят».
Основная часть старых зданий находится в довольно плохом состоянии — разрушающиеся козырьки, обвалившаяся штукатурка. Но есть и исключения. Вот пятиэтажный дом прямо светится своим сайдинговым фасадом на фоне ровесников. Видно, что за двором ухаживают. Есть даже стенд «Жизнь нашего двора», на котором демонстрируются фотографии дворовой жизни. Есть современная тренажерная площадка, все качели-карусели обновлены свежей краской и прекрасно работают.
Адресные таблички на домах в основном отсутствуют, а их роль выполняют надписи. Как только не указали улицу Молодогвардейскую на разных домах: М-гвардейская, Молодо-гвардейская, но самый топ — это надпись «Молодогвардейс-я». Почему автор надписи решил сократить, по сути, только два знака в названии улицы и, главное, куда он потратил тот огромный запас времени, что у него высвободился из-за этого, история умалчивает.
Чем дальше в район, тем хуже выглядят междворовые проезды и тротуары. Они все в ямах, пыли и мусоре. Ощущение, что их никогда не убирали. Многие проезды перекрыты давно брошенными бетонными блоками или даже целыми бетонными плитами.
Если район застраивался прежде всего для железнодорожников, то большое количество общежитий здесь вполне закономерно. Сейчас, конечно, они не работают по принципу общежитий — большинство комнат в собственности жильцов, многие обустроили себе собственные санузлы и кухни. Состояние этих общежитий часто очень плохое. Они выглядят примерно так же, как знаменитые дома в городке Нефтяников, из которых мы не раз делали репортажи.
Местное почтовое отделение, видимо, очень отчаянно ищет себе сотрудника, расклеивая объявления в самых густых чащах Старой Московки. Заметить это объявление было сложновато.
На всё той же Молодогвардейской расположился Омский многопрофильный техникум. Когда-то он был простым профессиональным училищем строительного профиля. Именно строителей сильно не хватало в 1950-е годы. К 1980-му учеников стало так много, что для ПТУ выстроили новое здание. К тому времени это уже было заведение среднего профессионального образования, и кроме строительных специальностей добавились и другие — так оно стало многопрофильным техникумом, что и означает барельеф с аббревиатурой на фасаде.
Летние кафе непривычно видеть в обычном районе. Но здесь есть и они. Прямо за ДК «Железнодорожник» в зеленой зоне Сквера Железнодорожников можно насладиться шашлычком под бокальчик освежающего напитка.
Район активно расселяется. Очень много пустых домов. Еще больше — снесенных. И это становится большой проблемой для местных жителей.
Местная жительница Лариса сама обратилась к нам: «Помню, я была девчонкой, наверное, лет 14 мне было — и тогда единственный раз, когда у нас заасфальтировали дороги, были тротуары. Сейчас, вы посмотрите, улица Волго-Донская полностью заросла, детям страшно ходить… Мы просто в дебрях каких-то живем». Началось всё это года три назад, когда стали сносить старый жилой фонд.
Как пояснила знакомая Ларисы Наталья, в новых домах ситуация намного лучше. Там есть детские площадки, ухоженные дворы, нет зарослей. В целом в районе тихо, всё рядом, пыли нет. — Пыли нет, зато сажа есть, — замечает на это Лариса, имея в виду выбросы завода технического углерода.
Здание старой архитектуры выглядит совсем заброшенным. На самом деле оно до сих пор эксплуатируется. На старом обшарпанном фасаде есть новая адресная табличка и небольшая вывеска. Так мы узнаем, что это баня, и работает она всего лишь два дня в неделю — в субботу и воскресенье.
Чем глубже уходим в район, тем больше находим старых двухэтажных домиков с уютным озеленением. Тут и цветочки, и висячие сады, и милейший ЖЭК-арт.
Среди всех этих маленьких домиков внезапно нашелся лимузин. Стоит он здесь, судя по всему, очень давно — шины спущены, весь в ветках и почках от деревьев, а крыша ржавеет.
Дорога домой здесь может стать довольно страшным квестом. Надо пройти по длинному темному коридору из зарослей. Причина всё та же: раньше на месте зарослей были дома, сейчас они снесены, и природа наверстывает свое быстрыми темпами.
Вот мы и вышли к улице Батумской. Еще пару лет назад вдоль улицы было полно жилых домов. А сегодня многие из них расселены и снесены. Очереди ждут и другие старые домики, а пока улица активно зарастает травой и деревьями.
В оставшихся домах всё еще живут люди, и им приходится пробираться к себе через заросли, заброшки и отдыхающих среди всего этого местных маргиналов. Такое себе соседство, но выбора у людей нет.
Приближаясь к станции, можно найти несколько частных хозяйств. С одной стороны они окружены многоквартирными домами, с другой — буферной зоной железной дороги в виде очередных непролазных зарослей.
Через множество темных тротуаров, заброшенных строений и заросли можно выйти к надземному пешеходному переходу через пути станции «Московка». Это самый короткий путь на улицу Барабинскую и к заводу Технического углерода. С перехода открывается отличный вид на саму станцию, район Старая Московка и завод «Техуглерод». Здесь на сегодня мы и закончим знакомство с районом.