— Гуржей? Не может быть! — первая фраза, которая была произнесена в редакции, когда пришли известия о его смерти. Даром, что никто из журналистов не застал его в должности, но фамилию знали почти все. Все-таки для омского спасательного дела он был знаковой фигурой. Возглавивший МЧС в очень непростое время он смог не только сохранить структуру, но и, можно сказать, реформировать её почти в то, что мы знаем сейчас. Он продолжал работать даже после ухода на пенсию, до самого конца. Мы решили кратко вам рассказать, кем же был Владимир Гуржей и как с ним простились.
Офицер из Калачинска
В 1951 году, в последние дни июля в городе Калачинск появился на свет мальчик. Его назвали Володей и наверно только родители знали, что их сын станет большим человеком. Через два месяца после рождения ребенка, семья переехала в большой город, где через 40 лет Владимир Гуржей станет первым начальником Главного управления МЧС России по Омской области.
Отец Володи работал главным инженером завода Минваты, а мама — инженером на Омском нефтеперерабатывающем заводе. И мальчику было с кого брать пример. В 1968 году юноша окончил школу и пошел учиться в СИБАДИ. Но через два курса он передумал и поменял свою жизнь, переведясь в Омское общевойсковое командное училище им. Фрунзе. Здесь он проучился с 1970 по 1974 год.
Владимир показал себя хорошо во время учебы и сразу после окончания училища амбициозного парня отправили в Венгерскую республику. Там он служил в разведке командиром взвода, а затем и роты. Затем его перевели в Топчиху на Алтае, где он трудился в должности начальника штаба батальона. Успел Владимир послужить в Новосибирске — комбатом и начальником штаба мотострелкового полка.
В 36 лет Владимир окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и занимался вопросами гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Три года успешно командовал отдельным механизированным полком гражданской обороны. А с 1990 по 1997 годы руководил штабом гражданской обороны города Омска и Омской области. Карьера Гуржея успешно шла вверх и это был уже не вчерашний мальчик Володя из Калачинска, а Владимир Григорьевич — уважаемый человек.
1995 год оказался переломным для Владимира Гуржея. В январе он руководил гуманитарной операцией в Чеченской республике, передавая от Правительства Омской области тонны лекарств, продуктов и теплых вещей местным жителям. Потом почти два месяца он проходил службу в управлении МЧС в Чеченской республике. А в июне, в городе Будённовск, произошёл страшный теракт — захват более 1200 человек под руководством Шамиля Басаева. К месту событий прибыли самые опытные силы страны. Владимир Гуржей тоже участвовал в освобождении заложников. Операция была тяжелой. В Чечне Владимир Григорьевич не остался, а отправился на родину, в Омск, где и стал тем, кем мы его запомнили — начальником Главного управления МЧС России по Омской области.
Во главе МЧС
Ему было 44 года, когда он возглавил региональное МЧС. В самом расцвете сил, с множеством идей, с уважением к своей профессии и к коллегам из разных сфер. Его запомнили журналисты, добрым словом о нем говорят чиновники и те, у кого пересекались пути с Владимиром Гуржеем.
Он не просто руководил ведомством, но последовательно занимался его развитием. Дело было особенно непростым в 90-е. Но несмотря на все еще творившийся вокруг бардак, подразделения пополнялись новой техникой, система организации совершенствовалась. Благодаря авторитету Владимира Гуржея, областное правительство приняло несколько целевых программ, которые до сих пор используются.
Список наград Владимира Гуржея даже нет смысла перечислять. Его ценили не только сотрудники и коллеги, но и высшее руководство. И когда в 2011 году президент России Дмитрий Медведев освободил его от должности, для многих людей это стало грустной новостью. Генерал-майора провожали с любовью и благодарностью за заботу в течении долгих лет. А сегодня, 9 декабря, его проводили навсегда.
Последний путь
На Соборной площади в полдень 9 декабря огромное количество пожарных машин. Длинной вереницей люди в голубой форме тянутся к входу в Успенский собор. Можно было бы подумать, что здесь сильный пожар, но ни дыма, ни спешки. Только траур.
— Давайте бумажку сюда от цветов, проходите вот туда, — на входе, под табличкой «дежурный священник» тоже девушка в форме МЧС. Дисциплинированные прихожане сразу же по-военному четко становятся в очередь, которая змеей протягивается через весь собор от гроба к самому выходу. Еле слышны перешептывания, которые, на удивление, оказываются очень тихими командами. Примерно половина от пришедших — в форменных бушлатах. Синих, МЧСовских, и черных, полицейских.
Проститься с Владимиром Гуржеем пришли сотни людей. За 16 лет в должности главы МЧС он завоевал безграничные уважение коллег и не только в своей структуре. Чтобы просто прикоснуться к телу или гробу, положить цветы, желающие шли полтора часа. В числе последних шли генералы — в очереди начали перешептываться, что некоторые из них приехали с соседних регионов.
Только к двум часам прощание закончилось и гроб закрыли, чтобы вынести. У изголовья с венком встали его последователи — Владимир Корбут, который заменил Гуржея на посту, но и сам уже вышел на пенсию и стал спикером Горсовета, и выдающийся своими габаритами нынешний глава структуры Владислав Колодинский.
К лестнице на пешеходной дорожке у храма подкатил катафалк. От него до выхода выстроилась гигантский коридор из сотрудников МЧС. Последний марш. Последнее приветствие.
Едва гроб оказался в машине, все провожающие начали разбредаться по автобусам. Их, кстати, целых десять, выделила мэрия. Предстоял недолгий путь до Старо-Северного мемориального кладбища.
До кладбища из десяти автобусов доехали пять. Но даже при этом народу у могилы собралось столько, что из задних рядов невозможно было понять, что происходит.
Место для Владимира Гуржея выбрали среди не менее знаковых людей. Рядом похоронен бывший глава УФСИН Алексей Власов. Неподалеку — Олег Охрименко, герой накрывший телом гранату, чем спас омских прохожих на улице (Мы писали про эту страшную историю отдельно).
— Мы всегда будем гордиться, что служили под его началом — офицера, командира и человека с большой буквы. Он был не только отличным управленцем, но и методистом. Учителем и примером для всех нас, — высказался нынешний начальник ГУ МЧС Владислав Колодинский.
Поскольку храм остался позади — многие начали выступать с речами. Чаще всего такие же, относительно общие фразы. Немного дежурные. В МЧС не любят оголять душу и вспоминать теплые случаи из жизни. Тем более что многие из них — начальники и подчиненные.
Все слова сказаны. Все традиции соблюдены. Осталась последняя. С тела снимают российский флаг и фуражку. Бережно сворачивают и передают родственникам. Минута молчания. Под звуки оркестра гроб закрывают и несут к могиле. Почетный залп из автоматов в воздух и последняя горсть земли. Ушел еще один человек менявший эпоху.