Город Меняя лица городов спецпроект Туристы до сих пор ищут здесь зарытые клады. Как старинный завод сам стал сокровищем

Туристы до сих пор ищут здесь зарытые клады. Как старинный завод сам стал сокровищем

Сегодня там устаивают выставки, спектакли и ужины под открытым небом

На месте старинного завода

В пригороде Екатеринбурга, Сысерти, есть сеть подземных ходов. Один из них ведет с территории старинного завода Турчаниновых — Соломирских. Через этот тоннель управляющий бежал от разъяренных рабочих во время одной из забастовок в начале XX века. С тех пор и до нашего времени кладоискатели ищут эти ходы, в которых, как они уверены, до сих пор хранятся сокровища заводовладельцев и белогвардейских войск.

Эту, одну из множества легенд старинного сысертского завода рассказал местный краевед, историк Александр Савичев. Он давно понял, что предприятие само по себе — городское сокровище, хотя и не работает уже почти 20 лет.

Так выглядел завод до открытия креативного кластера в 2019 году. На территории — запустение и разруха

Еще одна история, которая станет легендой, — воскрешение этого завода. 15 лет он стоял заброшенным, а сейчас сюда приезжают не только жители Сысерти, но и Екатеринбурга, и соседних регионов, чтобы отдохнуть и прогуляться по одному из самых живописных мест в окрестностях города или послушать лекции, познакомиться с экспертами или обсудить свои и чужие арт-проекты.

Старинные цеха завода стали площадкой для театральных экспериментов. Но сейчас в помещения больше не заходят — там опасно

Завод стал закрываться в конце 90-х и был окончательно ликвидирован в 2004 году. Местные жители с болью приняли это известие, многие сысертские семьи поколениями работали здесь. Да что там говорить, сам город появился благодаря заводу. Его построил один из основателей Екатеринбурга, Вильгельм Де Геннин, в 1732 году. В то время это был лучший государственный металлургический завод на Урале.

Старинные цеха предприятия, которое в разное время производило пушечные ядра, якоря и многое другое, впечатляют и сегодня: монументальные стены зданий, мощная плотина, просторный двор. Рядом — большое водохранилище с пасторальным пейзажем.

— За 30 лет до закрытия завода его здание признали памятником культурного наследия, в городе уже тогда начались разговоры, что на территории завода надо сделать музей. Последний директор предприятия Александр Тихонин мечтал превратить его в культурно-исторический комплекс, а еще там собирались сделать павильон для киношколы, — рассказывает Александр Савичев.

Но в конце 2010-х годов нашлись люди, которые придумали, как превратить эти преграды в преимущество.

— В 2018 году здесь прошла биеннале современного искусства, потом «Бажов фест», потом снова биеннале. Во время «Бажов феста» на заводе организовали арт-резиденцию, начали проводить экскурсии по заводу. Из этого появилась концепция, которую разработала московская школа ревитализации культурного наследия «Re: школа» в 2019 году. В городе появилось «Агентство развития Сысерти», которое выиграло президентский грант, нашло партнеров и заручилось поддержкой администрации Сысерти, — говорит Александр Савичев.

Вокруг завода идет большое строительство. Местные власти получили поддержку регионального правительства и начали восстанавливать старинный храм, строят новую набережную, реставрируют здания XVIII–XIX веков. Здесь будет большая прогулочная зона, а завод станет одним из мест притяжения туристов.

— Мы хотим, чтобы большую Сысерть ежегодно посещало более двух миллионов человек. Это наш амбициозный план на ближайшие пять лет — туристический кластер «Большая Сысерть», — рассказывал в интервью E1.RU глава Сысерти Дмитрий Нисковских.

По словам мэра, в Сысерти идет перестройка всего исторического центра. Коммуникации убрали под землю, провели канализацию, чтобы не допустить сброса сточных вод и нечистот в пруд. После окончания этой части благоустройства ремонтные работы должны начаться и на заводе Турчаниновых — Соломирских.

В 2018 году завод впервые стал площадкой культурного события — Уральской биеннале современного искусства
Бывший завод получил вторую жизнь благодаря неравнодушным уральцам

Шансов на возрождение производства не было: предприятие стоит на реке Сысерть, это источник питьевой воды для Каменска-Уральского. Кроме того, статус памятника федерального значения казался обременением: на реконструкцию надо очень много средств, а переделать его нельзя.

Экскурсии по заводу стали привычным явлением
На заводе есть дело посетителям самого разного возраста
До многотысячных музыкальных фестивалей пока дело не дошло, но завод уже прошел испытания как концертная площадка

Местные власти убедил в жизнеспособности проекта Ян Кожан, который несколько лет назад создал «Агентство развития Сысерти». Вместе с командой он несколько раз защищал свой проект на всевозможных конкурсах и в конце концов в 2019 году получил средства на развитие от Фонда президентских грантов.

— Мы создали летнюю инфраструктуру, это позволяет проводить разные мероприятия и разрабатывать сценарии и гипотезы работы креативного кластера. Здесь можно проводить деловые, досуговые, культурные мероприятия, открывать общепит, устраивать экскурсии, кинопоказы, выставки. Мы уверены, что это будет востребовано, и поэтому в развитие кластера можно вкладывать средства, — рассказывает креативный директор проекта «Лето на заводе» Илья Орлов-Бунин.

Мероприятия проекта «Лето на заводе» в прошлом году за месяц с середины августа по середину октября посетили 20 тысяч человек. В этом году «Лето на заводе» будет работать три месяца, и организаторы ожидают гораздо больше посетителей.

— Если раньше брендом завода и этой территории был уральский металл, то сейчас новым железом может стать креатив. Дискотеки на площадке нам делать не очень интересно, мы больше за то, чтобы исторические смыслы помогали сделать что-то новое. Например, чтобы айтишник, сидя в цеху, погруженный в историю места, вдохновлялся, воодушевлялся, и чтобы работалось ему лучше, — говорит идеолог проекта Ян Кожан.

В ноябре 2020 года Ян Кожан рассказал про новую жизнь старого завода Владимиру Путину. Президенту России инициатива понравилась, и опыт Сысерти стал отправной точкой для тестирования этой практики в других регионах.

В самой Сысерти рассчитывают, что завод станет началом рекреационно-туристического центра «Большая Сысерть». По задумке, отсюда будут начинаться туристические маршруты. Завод находится на плотине, поэтому обустроят набережную, предусмотрят развлечения для взрослых и детей.

— Сегодня разработан проект планировки на весь исторический центр, — объясняет Дмитрий Нисковских. — Занимаемся по сути дела обустройством функционального зонирования всей этой части. Будет беспрепятственный вход на площадку самого завода. Дальше — переходы на другую часть, раньше там были кузницы, сейчас лесопилки. Мы считаем, что постепенно все эти производственные функции отсюда будут вымещены. И сами предприниматели поймут, что более выгодно превратить свои объекты в рестораны, гостиницы, какие-то другие зоны. В проекте планировки территории мы здесь четко назначения объектов задали.

Вид из окна Сысерсткого завода

В конце нашей экскурсии спрашиваем Яна Кожана:

— Что будет дальше? Не страшно вообще было ввязываться в такой огромный проект? Есть ли риск, что история может зайти в тупик?

— Что такое риск в проекте? В целом риски есть просчитываемые, ты смотришь на то, что может получиться, а что не может. В центре Екатеринбурга строится много красивых домов, за которые люди платят высокую цену. Эти проекты считаются низкорисковыми. А вот в Сысерти при меньшей стоимости земли таких проектов нет, потому что есть риски. Первый — не будет спроса на тот проект, который мы возведем. А второй момент — это риски, которые нельзя просчитать. Например, какие-то другие модели поведения. Все в Екатеринбурге живут и работают, а в Сысерти людям что делать? Непонятно. Переедут они или нет, будут ли в выходные приезжать — мы не знаем. Это риски, которые просчитать очень сложно.

Есть заводы, которые давно построили, и всем понятна модель поведения по ним, которая много раз отработана. Строишь цеха, ставишь в них оборудование, нанимаешь персонал, и всё у тебя работает. Например, бизнес-модели — это понятная фигура, отработанная много-много раз. Если мы говорим про какую-нибудь ревитализацию, то речь идет о совершенно иных методах. А по-другому значит так, как раньше не делали. Естественным образом бизнес такие модели не ведет. Это задача определенных стартапов: пробовать что-то новое. У большинства не получается, у кого-то выходит. Когда что-то начинает получаться, то в историю заходит более консервативный бизнес. Он может быть в лице государства, инвесторов. Есть вариации — прогрессировать в Дом культуры или же в «Мой бизнес». Это тоже отработанная схема, она существует. Она показала свою эффективность и государство сегодня понимает, зачем в это нужно инвестировать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства