18 лет назад у Сибирского международного марафона (SIM) появился свой символ. На Соборной площади в Омске установили скульптуру «Марафонец». Она стала первым в России и вторым в мире памятником, посвященным абстрактному победителю 42-километрового забега. Место для него выбрали неслучайно: в створе Банковского переулка проходила линия старта. Кажется, скульптуру открыли совсем недавно, но сегодня она выглядит так, что может органично вписаться в руинированный ландшафт греческих Афин — родины марафона. Как выяснил NGS55.RU, реставрацией скульптуры не занимаются, потому что она ничья.
Скульптура с секретом
Скульптурную композицию торжественно открыли накануне старта XIV Сибирского международного марафона в 2003 году. Но ее идея у омского архитектора и любителя бега Геннадия Чиркина родилась гораздо раньше. Площадку застолбили в 1999 году, поставив мемориальный знак, но конкурс проектов оргкомитет SIM объявил только через три года. В нём победил московский скульптор Вадим Кириллов. Он изобразил босоногого марафонца, бегущего по трассе, которая переходит в победную финишную ленту.
— В конце 90-х — начале 2000-х был бардак, денег не было не то что на скульптуру, в принципе на жизнь, на проведение мероприятий. Как мы тогда проводили марафон со всеми этими взаимозачетами… Молодые люди сейчас не поверят, что такое возможно было, — так директор серии забегов SIM Константин Подбельский объяснил, почему от замысла до его воплощения прошло 5 лет.
Саму скульптуру, как это часто бывает, устанавливали в спешке, поэтому она получилась с секретом. «Марафонца» везли из Москвы в почтовом вагоне. Скульптура, как рассказал NGS55.RU ее автор Вадим Кириллов, вышла размашистая — бегун финишировал, раскинув руки. В дверь вагона она не проходила, и собирать ее планировалось уже в Омске. Но для этого требовалась аргонная сварка.
— Это были годы, когда была убита вся омская промышленность. Аргонная сварка была на «Полете» и на [заводе имени] Баранова. На «Полете» сохранилось оборудование, но специалистов не осталось ни одного, а на Баранова не осталось ни того, ни другого. В итоге кто-то нам подсказал танкоремонтную воинскую часть в Амуре, — вспоминает Константин Подбельский.
Но возникла еще одна, казалось бы, неразрешимая в тех сложных условиях проблема.
— У скульптуры не только художественное воплощение оригинальное, но и инженерное решение очень сложное. Она фактически стоит на одной точке, как знаменитый памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что ось, на которой стоит «Марафонец», будет вмурована в бетонное основание, но в аврале мы поняли, что бетон просто не успевает схватиться. Вадим Кириллов сказал, что решение одно: найти суперпрочную трубу, вмонтировать ее в бетон, а уже в эту трубу вставить ось, и тогда скульптура будет держаться, — добавил Константин Подбельский.
Этой трубой стал ствол, который по решению командира части отпилили от одного из танков. Он идеально подходил по заданным скульптором параметрам. Ни за сварку, ни за танковый ствол с дирекции марафона военные не взяли ни копейки.
В списках не значится...
Плитку для облицовки постамента тоже закупали второпях. И когда на постаменте начали крепить таблички с именами победителей марафона, оказалось, что просверлить ее невозможно. Пришлось обращаться к специалистам «Полета», у которых были сверла для корпусов ракет. Позже в ход пошел строительный клей для мостов и даже двусторонний скотч. Неудивительно, что одна из табличек отвалилась. Это не единственные потери: бетонные ступени, ведущие к скульптуре, очень разрушены, плитка, которой они облицованы, частично утрачена, затирка из швов постепенно вымывается. Скульптура, стоящая на центральной площади города, кажется заброшенной, что недалеко от правды. Ее нет в реестрах областного и муниципального имущества.
— Все проблемы оттого, что скульптура по сути бесхозная. Мы (Дирекция спортмероприятий. — Прим. ред.) — организация, у которой в уставной деятельности не было и быть не может такого вида деятельности, как содержание памятников. Фактически будет противозаконно, если мы вдруг какие-то деньги бюджетные начнем на это тратить. Внебюджетные деньги мы изыскиваем и тратим. На косметический ремонт находим немного средств, помогает администрация, но кардинально это не решает проблему. Год проходит, и мы снова видим вандализм, таблички… — отметил Константин Подбельский.
По его словам, скульптуру до сих пор не взяли на баланс по несколькими причинам. Поначалу на всё было достаточно устного согласия губернатора Омской области Леонида Полежаева — в те годы воля главы региона была законом. Потом начались структурные изменения в администрации области, а затем — война с городом (земля, на которой стоит скульптура, передана в собственность мэрии Омска).
Леонид Полежаев и не скрывал, что всячески поддерживал установку скульптуры.
— <...> когда марафоны набрали силу, стали известными, хотелось сделать это место каким-то мемориальным. Отсюда родилась идея возведения марафонской скульптуры. Я утверждал ее, как и саму скульптуру бегуна, копию которой мне приносили. Кстати, подобная копия находится у меня на рабочем столе в Омске. Марафон в моем доме присутствует всегда. Скульптура, на мой взгляд, была очень кстати. И ее надо беречь, — говорил уже экс-глава региона в интервью к 25-летию Сибирского международного марафона.
Этого мнения Леонид Полежаев придерживается и сейчас, и даже готов помочь финансово в реставрации скульптуры. А то, что скульптура до сих пор ничья, он списал на недоработку чиновников.
— Поставили, а оформить — не оформили. Бывает такое небрежное отношение. Интересантов-то много: Министерство спорта, Министерство культуры. Что ж они бросили на Соборной площади памятник, бренд Сибирского международного марафона? Я не понимаю, — заявил NGS55.RU Леонид Полежаев.
Он рассказал, что около двух лет назад Константин Подбельский говорил ему о планах отремонтировать и дополнить скульптуру, но дальше проекта дело не пошло. Отчасти потому, что «Марафонец» был юридически не оформлен.
— Я могу, конечно. Но то, что перед окнами правительства Полежаев будет восстанавливать этот памятник... Вряд ли там согласятся, потому что это их имиджевая потеря будет большая. Я думаю, что это все-таки больше к спорту относится, чтобы они похлопотали, взяли на себя. А уж в качестве спонсоров, может, и я буду, может, еще кто-то, раз у них денег нет, — добавил бывший губернатор.
Второе дыхание
О том, что скульптурную композицию надо дорабатывать, по словам Вадима Кириллова, впервые задумались еще в 2009 году. Он приезжал в Омск для установки надгробия на могиле хоккеиста Алексея Черепанова, и решил навестить «Марафонца».
— Года 4 назад я отправлял Константину Подбельскому проект реставрации, идеи нового постамента и задника. Как-то так это всё и ушло. Ответили, что здорово, интересно, будем думать. Даже ездили к бывшему главе (Леониду Полежаеву. — Прим. ред.), показывали этот проект. Он тоже сказал, что здорово, интересно, — рассказал скульптор. — Продумывали гранит. Константин просил максимально красиво, а потом, сколько выделят финансов, на столько и сделаем. Он тогда беспокоился, поскольку всё разваливается на глазах. Конечно, надо следить. Квартиру даже ремонтируют регулярно, так же и здесь.
Директор серии забегов SIM уточнил, что планировалось изменить архитектуру скульптурной композиции, сделать более современный вариант ее отделки, добавить подсветку, чтобы она гармонировала с Успенским собором (когда скульптуру монтировали, его еще не восстановили) и не терялась на площади. В частности, должна была кардинально измениться доска почета марафонцев. Но пока у скульптуры нет хозяина, реализовать проект не получится. Хотя сейчас ее оформлению уже ничего не мешает.
— Власти надо разобраться, кому на себя это дело взять. Мы готовы в этом процессе участвовать, только нужно понимать, как, — резюмировал Константин Подбельский.