Вчера, 4 июня, стало известно о том, что в Омске планируют вырубить 96 пирамидальных тополей по улице Спартаковской — на аллее, проходящей от памятника Фёдору Достоевскому до Тарских ворот. Решение было согласовано с комиссией администрации города по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений. В протоколе комиссии было указано, что деревья находятся в аварийном состоянии — у них засохли вершины и повреждена структура ствола. Это выяснилось во время обследования деревьев перед началом благоустройства аллеи, которое запланировано на будущий год. Но сегодня мэр Омска Оксана Фадина распорядилась временно отложить снос. В скором времени состоится новое заседание комиссии, на котором будут решать, что делать с деревьями. Эколог-дендролог Михаил Григорьев рассказал NGS55.RU о своем отношении к возможному сносу аллеи из 96 пирамидальных тополей.
— На аллее можно убрать лишь до десяти тополей — три подлежат неотложному сносу, еще семь имеют признаки аварийности. Ранее мы уже говорили, что причина аварийности деревьев — неправильный уход за ними. Если бы их спиливали, как нужно, то они бы зарастали. Часть тополей, которые в меньшей степени пилили, могут простоять еще лет двадцать. У нас, получается, либо недостаток квалификации на высоком уровне, либо проблема в исполнителях. Ну нельзя у деревьев оставлять «нос Буратино», нужно спиливать прямо.
Я вообще разделяю мнение американских коллег о том, что в городе тополей быть не должно, но если вы, ребята, посадили деревья, то пусть уж они доживут свой век. Вот хотят там (на аллее. — Прим. ред.) убрать фонари и поставить другие, но у нас есть места, где фонарей вообще никогда не было, да и асфальта не было. Они еще плитку собираются перекладывать. Общественности этот проект они не показали. По идее прокуратура может его запросить. Если основанием для сноса деревьев является не их состояние, а то, что тополя оказываются в зоне строительных работ, то покажите, какие меры будете принимать для их сохранения.
Суть истории этих пирамидальных тополей в том, что Герберт Иванович Гензе, наш известный дендролог и селекционер, выводил гибриды тополей и наблюдал за ними. Когда они проявляли свой сорт и пол, их использовали для размножения. Однажды на совещании географического сообщества он обратился с тем, что хотел бы какую-то разновидность тополя назвать в честь своего учителя, наставника. Так он вывел один сорт и назвал его в честь Николая Ивановича Вавилова. Но есть один момент. Тополя, которые он выращивал, должны быть мужскими, то есть не должны образовывать пух. Но в этом году они начали пушить, и в итоге оказалось, что тополя женские. Возник вопрос: Герберта Ивановича ли эти тополя? Может, он вывел сорт, который отличался зимостойкостью или другими положительными качествами, и они были женскими. Может, это тополя, которые оставались в омских питомниках, и он за ними наблюдал. Еще возможно, что эти деревья не из омского, а из калачинского питомника.
Вообще у нас не так много мест в городе, где существуют пирамидальные тополя, поэтому эти деревья нужно сохранять хотя бы на срок их жизни.
Согласны с автором?