Маска, дистанция, дезинфекция — три кита, на которых сегодня держится охваченный коронавирусом мир. Победить болезнь удаётся не всем. В Омской области за время пандемии скончались 20 человек с подтверждённым диагнозом COVID-19. Пока врачи борются за жизнь пациентов, в палатах предпринимаются беспрецедентные меры безопасности — инфекция относится ко II группе патогенности. И даже в последний путь умерших провожают по-особому. NGS55.RU выяснил, как хоронят омичей с новым коронавирусом.
Согласно рекомендациям Министерства здравоохранения России, тела всех, кто скончался от COVID-19, обязательно передают на вскрытие. В Омской области аутопсией ковидных больных занимается только МСЧ-4. При этом должен присутствовать представитель Роспотребнадзора. Как рассказала директор Комбината специальных услуг Лариса Никитенко, захоронение тоже проходит в его присутствии. Также на кладбище приезжает полицейский — «на случай инцидентов».
Предугадать, как поведут себя родственники и близкие покойного, невозможно. Как правило, до похорон они и так давно не видели больного — в отделение их по понятным причинам не пускали, а тут ещё и тело выдают в наглухо закрытом гробу.
— Хоронить тех, у кого подтверждённый диагноз, надо с мерами предосторожности: в транспортировочном мешке, в гробу, изнутри оббитом клеёнчатым материалом, чтобы не было контакта, — объяснил Хайрула Абайдулин, директор омской ритуальной компании «Память-В», которая занималась похоронами ковидного больного. — Бригада, которая выносит покойного, должна быть в защите: противочумных костюмах, перчатках, респираторах. Это всё одноразовое, затем обрабатывается и уничтожается. После похорон обязательно проводится обработка спецтранспорта, катафалка.
Из-за усиленных мер безопасности, включая отдельную машину для участников похорон, потому что ехать в катафалке с умершим от коронавирусной инфекции нельзя, похороны подорожали примерно на 20%, или на 8–10 тысяч рублей, говорит Абайдулин.
В рекомендациях Роспотребнадзора о порядке захоронения умерших с COVID-19, с которыми ознакомился NGS55.RU, прямого запрета открывать гроб на кладбище нет. В документе прописано только то, что гроб должен быть плотно закрыт при перевозке. Но сейчас лучше не видеть его содержимое. Покойников не одевают, им не делают макияж, а тело засыпают хлоркой. Дополнительно дезинфицируют и сами могилы.
Прикоснуться к телу родственникам всё равно не дадут. Этот момент в документе прописан недвусмысленно, как и необходимость соблюдения дистанции в 1,5–2 метра, ношения медицинских масок и мытья рук после церемонии.
По словам Ларисы Никитенко, хоронят умерших от COVID-19 на общих основаниях, в том гробу, который выберут родственники, и никаких обособленных мест на кладбищах для них не выделяют — могут вырыть новую могилу или захоронить в родственную. В документах Роспотребнадзора про цинковые гробы, в которых в обязательном порядке поначалу закапывали покойных в Санкт-Петербурге, действительно ни слова нет.
— Для второй группы патогенности нет специализированных условий. Тем не менее мы для себя отмечаем, где был захоронен больной. Всякое может быть, всё-таки это не до конца изучено, — добавила директор бюджетного учреждения.
Санитарные врачи рекомендуют преимущественно кремировать инфицированных, но в Омской области такой возможности нет. Ближайший крематорий находится в Новосибирске, а полных людей и вовсе приходится везти в Екатеринбург.
Ещё одно отличие заключается в том, что коронавирусных больных хоронят быстрее обычного. Вскрытие таких пациентов делается «в максимально возможные ранние сроки», говорится во временных методических рекомендациях Минздрава России, и заниматься им должны наиболее опытные специалисты. Учитывая опасность коронавируса, долго хранить тело в морге не предполагается. Если вскрытие было вечером, то похороны могут назначить уже на следующее утро.
Поминальные обеды в кафе сегодня не проводятся. Из-за действующего в регионе режима повышенной готовности для профилактики коронавируса заведения общественного питания могут работать только навынос или на доставку. Прощальные залы также под замком, поскольку в них соблюдать социальную дистанцию проблематично. Кладбища для захоронений не закрывали, но, например, убраться на могилке до недавнего времени было нельзя. Запрет на посещение погостов вне похоронной процессии был снят только две недели назад. Правда, режим самоизоляции в Омской области ещё действует, а Радоницу или Троицу в список уважительных причин для выхода из дома чиновники не внесли.
Омская ритуальная компания «Память-В» и Комбинат специальных услуг похоронили по одному умершему с коронавирусной инфекцией. Дом ритуальных услуг «Ими» таких клиентов принципиально не берёт. Как объяснил NGS55.RU владелец компании Максим Евсеев, на похоронах заражённых COVID-19 много не заработаешь, с большой вероятностью, даже потеряешь.
— Насколько я знаю, когда коронавирусных хоронят, присутствует человек из Роспотребнадзора, он проверяет бригаду, потом агента. Кто знает, что ему в голову взбредёт. Позвонят, скажут, что вы на карантине две недели, — уточнил предприниматель.
За время пандемии выручка агентства и так упала примерно на 20%.
— Всё дешевле стало: залы закрыты, поминальные обеды стараются дома проводить, большого скопления людей нет. Из-за этого венков меньше, транспорта меньше, похороны дешевеют, — добавил Максим Евсеев.
В существование коронавируса он не верит и считает его «бредом» и «политикой», хотя по требованию властей и обеспечил сотрудников средствами индивидуальной защиты.
— Ко мне приходили из администрации с проверкой, посмотрели, что у меня есть антисептик, градусники, перчатки и маски. Я расписался, и всё, — отметил Максим Евсеев.
В компании Хайрулы Абайдулина тоже соблюдают все требования безопасности, но сам он шумиху вокруг COVID-19 считает раздутой и даже сомневается, что человек, похороны которого организовала «Память-В», умер действительно от коронавирусной инфекции, а не от старости.
Лариса Никитенко не разделяет мнения коллег:
— Насколько это серьёзно, знают только врачи. А люди не боятся, потому что не видят, что происходит в больницах.