Про этот бревенчатый дом с башней на крыше слышали немногие омичи. Еще меньше людей могут назвать его точное расположение. Он примечателен тем, что на его резных ставнях сидят не обычные для России коньки или петушки, а драконы. Как они залетели в Сибирь и остались жить на этих окнах, не могут точно сказать даже краеведы. Дом находится на небольшой улочке, называвшейся когда-то Кирпичной, а после революции получившей имя известного учёного Мичурина. Она входила в Слободской форштадт и всегда была застроена деревянными домами.
Этот дом построили примерно в 1911–1912 годах. Омские историки до сих пор спорят, кто был его архитектором и откуда срисованы драконы-грифоны на ставнях. А между тем удивительный дом, которому в 90-х был присвоен статус памятника архитектуры, медленно приходит в запустение и разваливается. За ним одинаково не следят как власти, так и хозяева, которые совсем не рады жить в памятнике. Пообщаться с жильцами дома отправился корреспондент NGS55.RU Александр Зубов.
Приметное здание можно увидеть с улицы Омская. Между гаражами торчит деревянная башня и светятся окна. В доме с драконами живут люди. Это видно и слышно — во дворе на цепи бегает здоровая собака и исправно несет службу, облаивая незваных гостей. Этот единственный в своем роде дом запечатлен на картинах известных омских художников. Звери на ставнях напоминают одновременно и о скандинавских драккарах, и о китайских драконах, при этом есть в них что-то и из языческой Древней Руси. Вдалеке виднеется купол храма святой великомученицы Параскевы Пятницы (его построили в 1901 году на деньги вдовы купца Шкроева — Параскевы Памфильевны), а также множество ржавых гаражей. И драконы-грифоны под крышей с башней смотрятся здесь неуместно. Будто прилетели из другого мира и времени.
— Дом с драконами? Вон он, дальше по улице. Драконы-то — это же знак сатаны. Вот кому-то жилье досталось. Хоть и красивый, конечно, он. Там, наверное, купцы-сатанисты жили. Раньше здесь вся улица была в деревянных домах, и старее были. Красивые тоже, резные. Не с драконами, конечно. Но с башней вроде ещё где-то был. Но потом их снесли, людей расселили, а там гаражи понаставили. Всё сразу выглядеть стало убого, будто грязно. Хотя и так тут грязно. Асфальта сроду не было. А дом этот не нужен ни хозяевам, никому. Тут вечно крутятся с фотоаппаратами, рисуют его, летом сидят. Он просто рухнет когда-нибудь. Ему же уже сто лет, — рассказал Дмитрий, проходивший по улице с собакой.
Нам неизвестно имя хозяина дома, на деньги которого он был построен. Омский краевед Игорь Коновалов долгие годы считал, что дом принадлежал не купцу, как думают многие, а зажиточному плотнику из строительной артели Загуменко. Но позже оказалось, что это не так. Краеведы сходятся во мнении, что драконы стали украшать ставни после сельскохозяйственной промышленной выставки 1911 года. В Омск приехало множество иностранцев, и для выставки были выстроены деревянные павильоны в стилях разных стран и культур, в том числе и египетской. После выставки их разобрали, но, конечно же, самые интересные детали не выкинули и не сожгли в печках. Ими украсили дома омичи. Возможно, оттуда, с выставки, и драконы. Хотя подтверждений этому нет.
— Я считаю, что архитектором дома был Чернышев. Тогда была популярна эта тематика — модерн, древнерусский стиль, переосмысление в эстетике модерна национальных стилей. Дом вообще уникален. Хотя есть и похожие на него. Например, дом Штумпфа, в котором сейчас находится музей Кондратия Белова. На нём тоже есть такая башня. Ну а драконы — очевидно, они выполняли роль защиты. Охраняли дом. Кто-то изображал на окнах ангелов, льющих из чаш благодать, а кто-то вот решил драконов. Но драконы — это не всегда какой-то негативный смысл, как многие думают. В Китае, например, в Древней Руси это символ мудрости и защиты. Тот же Змей Горыныч не всегда был отрицательным персонажем, — рассказал Игорь Коновалов и добавил, что не сомневается в том, что это именно драконы.
Дом всегда был частным. До революции он принадлежал омичу неизвестного сословия. Позже дом сменил нескольких хозяев и в конце 50-х достался семье Трещевых, которая живёт в нём и по сей день. Но сами хозяева не рады тому, что в конце 90-х дому присвоили статус памятника архитектуры. А внимание художников и фотографов их даже раздражает.
— Они же не просто приходят. Дом старинный, тут множество деталей, ручки, резьба. Они придут, тут себе оторвут, там. Когда дети были маленькие, так некоторые даже в дом напрашивались. Просили у них внутрь зайти под разными предлогами и что-то забирали. Помню, однажды ночью спим, слышу, кто-то что-то пилит. Сын во двор выходит, а от входа парадного мужик как дёрнул бежать! Оказывается, он ручку старинную литую пилил. Украсть хотел. Я её сняла и спрятала. От ставней поотрывали тоже резьбу. Кому это надо? А дракону на крыльце, вон, пасть своротили, — расстраивается хозяйка дома Надежда Кондратьевна.
Сейчас она живет в доме вместе с дочкой. Недавно у пенсионерки умерли сын и муж, жившие в этом же доме, а дочка вернулась к ней после развода с мужем.
В омских СМИ некоторые авторы статей возмущаются, что владельцы не следят за домом. Но что могут сделать две пенсионерки, чтобы восстановить памятник архитектуры, за который не берется само государство? Тот ремонт, что им по силам, делать женщинам запрещают, а на бригады реставраторов у них нет денег, ведь несколько десятков тысяч рублей будет стоить только проект по восстановлению дома. Дома, надо отметить, и по прежним временам очень необычного. Речь сейчас даже не о внешнем виде, а о материале и способе постройки. Дом из лиственницы построен без единого гвоздя.
Внутри дома сейчас мало что напоминает о том, как он выглядел раньше. Высокие потолки да печи — все, что осталось от былого убранства. Хозяева годами переделывали его внутри. На стене появились обои и плазма, а вместо большой русской печи теперь стоит маленькая печка, с помощью которой Надежда Кондратьевна отапливает памятник архитектуры. Как и сто лет назад, здесь используют дрова.
— Мне рассказывали, что дом этот строил плотник, который работал на этого купца, хозяина дома. Мол, купец вызвал его. А плотник был большим мастером. И говорит ему — сделай мне такой-то дом с драконами. Плотник головой покивал, а домой пришел и говорит: «Тьфу ты, что придумал! Ерунду какую-то! Драконы на ставнях!», — смеётся Надежда Кондратьевна.
— Вот сейчас живем вдвоем здесь. В доме есть вода, свет. Но нет газа. Он подведен, но у нас нет денег на то, чтобы его провести. Мы никому не нужны. Ремонт делать не дают. Мы хотели крышу заменить, а в мэрии (отметим, что за сохранность памятников отвечает областной минкульт. — Прим. ред.) нам запретили — сказали, что нужно делать реконструкцию, а не ремонт. Этим должны заниматься специалисты. А где нам их взять? И сколько это денег будет стоить? Мало того, нам постоянно говорят, что я должна повесить на дом табличку, что это памятник архитектуры. А где мне на нее денег взять? И я что, писатель, поэт? Мы работяги. Всю жизнь работаем. Я на заводе работала, муж водителем простым. Мы этот дом купили, когда он не был памятником никаким, мы и заселились. Я сперва еще радовалась тому, что он красивый, необычный. А детям он никогда не нравился, ни раньше, ни сейчас. Видите этих птичек? Это же драконы. А драконы — это всегда был нехороший символ. И тогда, и сейчас. Еще говорят, что это грифоны. Они за судьбу отвечают. Вот у меня судьба несчастная, — признаётся 80-летняя омичка.
По мнению женщины, звери на ставнях больше похожи на грифов.
— Вон, лапищи какие! Как у грифов! Я их, правда, не видела никогда, но говорят, что похожи, — делится пенсионерка.
По словам Надежды Кондратьевны, в доме есть столовая, гостиная, спальня и кухня. Она считает, что в нём жил купец, который любил принимать гостей. Когда-то двор защищали ворота, впоследствии пропавшие, и необычный забор в виде языков пламени. Когда забор прогнил понизу, языки пламени срезали, а полотнище просто перевернули. Сейчас дом выглядит плачевно. Парадное крыльцо изнутри завалено хламом и заколочено. У крыльца красивое полукруглое окно, но двери перекосились, и оно тоже деформировалось. Башня на крыше проседает и грозит рухнуть. Недавно ветром с башни сорвало несколько досок, которые упали на дорожку под окнами. Хозяйка очень испугалась, что они могли кого-то покалечить.
Дому срочно требуется реконструкция. Власти не торопятся выделять на это деньги, а у пенсионерки нет средств даже на табличку, не говоря уже о найме специалистов-реставраторов. Поэтому здание медленно умирает. Хотя могло бы украшать собой Омск и быть интересным для туристов местом.
— Мы дождемся, что он когда-нибудь рухнет на нас. Заснем, и крыша провалится. Мы хотим переехать. На черта нам этот памятник? Я, конечно, привыкла уже на земле жить. А дочка хочет в квартиру. Пусть государство его забирает, музей здесь сделает, детям что-то откроет. Церкви вон отдаст. У нас и башня есть, и помещения высокие. А мы бы переехали в нормальную квартиру и жили нормально. По-человечески, — признается Надежда Кондратьевна.
Она вспоминает, что территорию на берегу Оми хотели освободить от частника, а здесь построить новые многоэтажки. Но снесли только половину строений на улице Мичурина. Те, что были ближе к Оми. Но что-то не срослось, и до второй половины бульдозеры не добрались.
— Там бабушка жила. В одном из тех домов, что снесли. Ей квартиру дали. Она приезжала сюда, плакала. Скучала по своему дому. Не знаю, буду ли я скучать... Дом хороший, но за ним нужно следить, нужна реставрация и охрана. Мы с дочкой это не потянем. Я бы с удовольствием жила здесь. Но с каждым годом это все опаснее, — заключила хозяйка дома с драконами.