«Уважаемые пассажиры! Рады приветствовать вас в салоне нашего автобуса». Этот приятный женский голос на протяжении многих лет неизменно звучит во всех муниципальных автобусах, а также трамваях и троллейбусах Омска. Но далеко не все знают, что он принадлежит пресс-секретарю предприятия «Электрический транспорт» Ирине Герлиц. Она записала названия около 2 тысяч омских остановок.
Ей нравится стук трамвайных колёс. Бывшая телеведущая Ирина Герлиц признаётся, что всей душой влюблена в омский электротранспорт. Каждый день по дороге на работу и домой она слышит свой собственный голос.
— Раньше люди постоянно жаловались на голоса дикторов в омском транспорте — они звучали тихо и невнятно. Мэрия начала искать актёров, готовых озвучить остановки. Те с радостью согласились, но запросили огромный гонорар. Вообще, во многих городах дикторы буквально бьются за право стать голосом городского транспорта, в том числе и потому, что за это платят немалые деньги, — рассказывает Ирина Герлиц.
Сумма, которую потребовали омские актёры, оказалась для омского департамента транспорта неподъёмной. В конце концов озвучить остановки предложили самой Ирине. Бывший главный редактор павлодарской телерадиокомпании «Ирбис», профессиональный диктор с многолетним опытом работы на радио и телевидении просто не смогла отказать.
— В первый же день я озвучила все тексты обращений к пассажирам. На второй день озвучивала все остановки — всего часа три на это ушло. За это мне дали трёхдневный отгул, — вспоминает Ирина Герлиц.
Как истинный перфекционист, Ирина не считает проделанную работу безупречной.
— Честно говоря, я иногда думаю, что могла озвучить некоторые остановки и лучше. Порой прислушаюсь: там голос завышен, там, наоборот, занижен. Есть остановки, которые я очень люблю, их я с какой-то другой интонацией прочитала: например, «Улица Лизы Чайкиной» — это остановка, где я всегда выхожу, или «11-й микрорайон» — там у меня друзья живут. Слышу улыбку в голосе. Как-то несправедливо по отношению к другим остановкам получается.
Годы работы на телевидении дают знать о себе: будучи журналистом «старой закалки», Ирина скрупулёзно подходит к вопросу о чистоте речи и правильных ударениях.
— Были у нас и казусы. При озвучивании остановки «Улица Чередовая» я поставила ударение на четвёртый слог. Именно такое ударение является правильным. Но омичи привыкли ставить ударение на «о». Посыпались бесконечные жалобы. Мы потом даже с учёными советовались: они подтвердили, что ударение в этом слове нужно делать на «а». Чередовая — это ведь от слова «чередовать». Но люди продолжали звонить и говорить, что, мол, нет, мы так не привыкли. Директор департамента транспорта, а в те времена это был Владимир Губер, попросил меня переозвучить эту остановку. Я пыталась протестовать: ну неправильно же! Потом смирилась, пришлось всё-таки переписать с ударением на «о». Сейчас дикторы делают очень много речевых ошибок. В рекламных объявлениях, в новостных программах. Я раньше сама писала новости для эфира. Мы очень внимательно относились к ударениям в словах — боролись за чистоту русского языка.
Омичи узнают Ирину по голосу, но происходит это довольно редко.
— Лет пять назад ехала в автобусе и разговорилась с кондуктором, а рядом сидел мужчина. Он ко мне поворачивается и спрашивает: «Дамочка, а это не вы ли тут озвучиваете остановки?». Я говорю: «Бить будете?». Он отвечает: «Нет, наоборот, мне очень нравится». Вообще, мой голос в основном вызывает у людей положительные эмоции. Как-то раз еду в автобусе, слышу, как одна женщина говорит другой: «Приятно звучит, да?». Иногда сама спрашиваю у кондукторов: «Вам, наверное, мой голос надоедает целыми днями слушать?». Они сначала удивляются: «Ой, а это вы?». Потом хвалят, говорят, что им всё нравится.
— Вообще, мой настоящий дебют состоялся в конце восьмидесятых — во время футбольного матча. Меня тогда попросили прорекламировать постельное белье в перерывах между таймами — один начинающий бизнесмен привёз в Павлодар несколько партий. Я тогда ещё недоумевала: ну какое постельное белье? Мужчины пришли на футбольный матч, им вообще не до этого. Через пару дней мне позвонил этот павлодарский коммерсант: «А ведь постельного белья уже нет. Всё раскупили». Не знаю, что тогда на эти продажи повлияло: то ли мой голос людям так понравился, то ли победа «Трактора» так отразилась на спросе.
Родственники и близкие Ирины Герлиц гордятся тем, что её голос звучит в городском транспорте.
— У частников свои дикторы. Мои знакомые с такой ревностью это воспринимают, спрашивают: «А почему не ты?». Вообще, они гордятся тем, что мой голос звучит в общественном транспорте. Друзья из Германии приезжали в Омск — принципиально отказались ездить на машине. Специально передвигались по городу только на муниципальном транспорте, чтобы лишний раз меня услышать. А еще однажды ехали на автобусе с подругой детства. Она услышала объявление об остановке и говорит мне: «Слушай, не могу вспомнить, что за голос такой знакомый?». Я сначала подумала, что она шутит: «Ты что, смеешься надо мной, что ли? Это же я». Она, оказывается, действительно не поняла, что это мой голос: «Точно! А я вся измучилась!».
В арсенале у главного голоса омского общественного транспорта есть несколько профессиональных секретов.
— Когда читаешь объявление: «Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас...» — нужно работать с улыбкой. А вот фразу «Просьба не оставлять свои вещи...» надо произносить с другими интонациями, голос должен быть серьёзным. Вообще, случается, что связки устают. Ещё со времен работы на телевидении я пользуюсь простыми лайфхаками. Например, если нужно выйти в эфир на очень короткое время — допустим, прочитать новости — рекомендуется выпить несколько столовых ложек лимонного сока либо чашку горячего кофе. Ещё хорошо смягчает связки тёплое молоко. Как-то был однажды случай — у меня пропал голос. Пришла к фониатру. Она осмотрела горло, спрашивает: «А что вы едите?». А я тогда трёхлитровую банку мёда привезла из Уфы — ела его постоянно. Вкусно ведь, да ещё и полезно. Отвечаю врачу: «Я вообще практически ничего не ем, только чай с мёдом и пью». Она всплеснула руками: «Боже мой, какая невежественность! Человеку, который работает с микрофоном, мёд вообще противопоказан. Он сушит связки». С тех пор мёд я вообще не ем.
Ирина Герлиц уже много лет работает на предприятии «Электрический транспорт». Её уютный и солнечный рабочий кабинет находится в здании, которое стоит на территории омского трамвайного депо.
— Здесь удивительное место, и электрический транспорт — совершенно особенный. Он такую мощную энергетику дает. И при этом такое спокойствие. Здесь вообще удивительные люди работают. Простые и самоотверженные. У некоторых за всю жизнь всего лишь одна запись в трудовой книжке. И я ими страшно горжусь — кондукторами, водителями троллейбусов и трамваев, слесарями. Они настоящие герои нашего города.