НГС.ОМСК перебрал архивы советских газет, на протяжении многих лет рассказывавших о судьбе знаменитого долгостроя — аэропорта Омск-Фёдоровка
НГС.ОМСК перебрал архивы старых советских газет, на протяжении многих лет рассказывавших о судьбе знаменитого долгостроя — аэропорта Омск-Фёдоровка. О том, как начиналось строительство многострадального объекта, читайте в нашем новом материале, которым мы продолжаем серию статей об омском аэропорте.
1982 год. Советский спускаемый аппарат «Венера» совершает посадку на одноимённой планете. Население Китая перевалило за миллиард. Американский певец Майкл Джексон выпускает альбом Thriller, ставший впоследствии самым продаваемым в истории музыки.
А рядом с промышленным советским городом Омском, неподалёку от старого села Фёдоровка, начинается строительство нового аэропорта. Газеты того времени со свойственным им романтизмом наперебой рассказывают о том, что новая воздушная гавань будет отличаться от других не только огромной пропускной способностью, но и оригинальным архитектурным стилем: сверху аэропорт будет напоминать локаторную установку, а крыша здания будет отделана мрамором и гранитом «в старинном русском духе».
Индивидуальный проект аэропорта разрабатывали ленинградские инженеры, за взлётную полосу взялись свердловчане, а строительство служебно-технических зданий поручили омичам. Постепенно на месте горохового поля вырос большой строительный городок, в центре которого красовался стенд «социалистического соревнования» — подрядчики стремились выполнить годовой и квартальный планы раньше заданного срока.
Изначально первую очередь аэропорта планировалось сдать уже в 1987 году. Но стройка растянулась в пространстве и времени самым немыслимым образом…
В 1983 году на строительстве воздушной гавани освоили 5 миллионов советских рублей. Для сравнения: выпущенный годом ранее автомобиль ВАЗ-2107 стоил в том же году 9000 рублей.
Но первые тревожные звоночки зазвенели со страниц газет уже в 1984 году. «Омсктранстрой» перестал справляться с планом и начал срывать графики. Появились проблемы с поставками деталей и стройматериалов. Строители с трудом освоили лишь половину из выделенных на стройку 11 миллионов.
В 1985 году строители Главомскпромстроя забили на месте будущего аэровокзала первые сваи. Но проблемы стали ещё более очевидными: «Омсктранстрой» окончательно перестал справляться со своими задачами.
В 1987 году строительная площадка опустела. Обнаружились ошибки в проектно-сметной документации. На стройке не хватало рабочих рук. Срок сдачи первой очереди был перенесён на 1989 год.
К 1988 году строители освоили 31 миллион рублей, или всего 55% из общего плана. Дефицитную мастику для заливки швов взлётно-посадочной полосы тогда искали по всему Советскому Союзу: та, что производилась в избытке, тянулась, как жевательная резинка.
К 1989 году стало ясно: стройку не закончат и к концу перестроечной пятилетки. «Из более чем полусотни больших и малых объектов актом комиссии принят лишь... железнодорожный тупик», — сообщает корреспондент «Строительной газеты», увидевшей свет осенью 1989 года. Промстройбанк в очередной раз направляет в Совет министров СССР просьбу об отсрочке стройки.
В переломном не только для Омска-Фёдоровки, но и для всей страны 1991 году Министерство гражданской авиации полностью снимает с себя ответственность за судьбу омского долгостроя и отказывается от дальнейшего финансирования строительства. К этому времени общая сумма «улетевших» с Фёдоровки денег достигает 50 миллионов.
Командование омского авиаотряда направляет в областной совет депутатов письмо с просьбой переложить финансирование на плечи областного бюджета. Ещё относительно молодой Фёдоровке нужна свежая кровь: 35 миллионов рублей. Осенью того же года на авансцене этой строительной трагедии с неизмеримым количеством действий появляется первый омский губернатор Леонид Полежаев — тогда ещё председатель областного исполкома. Он приглашает в Омск представителя открестившегося от омского аэропорта Министерства гражданской обороны. Представитель ведомства публично открещивается от Фёдоровки снова. Эта ситуация, словно попав во временную петлю, повторится ещё не раз: уже с другим губернатором и другим министром, а ещё с вице-премьером.
В стране наступает экономический коллапс. Но почти отчаявшиеся омичи находят повод для новых надежд — начинается поиск иностранного инвестора.
До окончательного распада Советского Союза остаются считаные месяцы…
Фото Александра Зубова
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.