30 декабря кассиры и товароведы работают на износ. Именно сегодня многие омичи поехали закупаться шампанским и мандаринами к Новому году. Корреспонденты NGS55.RU прошлись по одному из омских гипермаркетов, чтобы узнать, сколько денег горожане оставляют за тележки продуктов. Как проходит «битва за мандарины» — читайте в нашем репортаже.
Обстановка в гипермаркете
Народ начинает стекаться в гипермаркет «Ашан» к обеду. Работники магазина судорожно хватают пустые брошенные тележки и отвозят их ко входу. Я иду в пустынный отдел с канцелярией, прохожу до полок с футболками и шортами. Редкие покупатели снуют между рядами, чтобы найти кому-нибудь бюджетный подарок.
Сегодня омичи пришли в магазин парочками, с детьми или целыми семьями. Глава одного из семейств показывает мне свои корзины. Двухэтажная тележка забита битком майонезом, тарталетками и колбасой.
— Мы всё в корзину положили. Самое дорогое — рыбка красная. Всё вместе выйдет, думаю, тысячи на четыре, не меньше, — влезает в разговор жена.
Я прохожу дальше и вижу средоточие людского внимания: отдел с фруктами и овощами заполнен покупателями. Именно здесь лежат самые желанные продукты горожан: мандарины, картошка, помидоры и тарталетки.
Отдел с фруктами и овощами
Кучи мандаринов разложены в как минимум десяти черных и белых ящиках. Яблоки готовы вывалиться на покупателей, и кажется, будто никакой целлофан от этого не спасет.
Каждая пенсионерка, которая встретилась мне на пути, считала долгом взять килограмм картошки, свеклы или моркови: всё пойдет в «селедку под шубой». Руками они тянутся вперед, чтобы взвесить овощи. Пуховики сковывают их движения, но сдавать их в гардероб они не хотят: времени и так в обрез.
— Как-то не вовремя мы сюда зашли, — растерянно говорит молодая девушка парню.
Пенсионеры берут руками мандарины и кладут пакеты с ними сверху на полную тележку. Разглядывая очередную корзину, понимаю, что третий по популярности продукт у омичей после мандаринов и яблок — цельный ананас. Много в отделе мамочек без детей. Их тележки видно издалека: в них лежат соки и печенье для ребенка. Одна из них рассказывает мне, что только на вкусняшки потратит сегодня минимум пару тысяч.
— Поворачива-а-а-й! — командует другая женщина ребенку, который возит тележку по магазину.
Рыбный отдел
В соседнем отделе с рыбой, пресервами и красной икрой витают ароматы скандинавского сюрстремминга. Запах протухшей рыбы основательно пропитал прилавки.
Затыкая нос, я иду к холодильнику с красной икрой. Здесь стоят двое мужчин, которые с грустью смотрят на продукт и разглядывают самую дешевую баночку — это икра нерки за 500 рублей. Почти весь бюджетный деликатес разобрали: выбор для парней невелик. А вот дорогих баночек за шесть или семь тысяч — навалом. Покупать их, кажется, никто не собирается.
Возле отдела собрались те, кто более-менее упаковал тележку и готовится выдвигаться к кассе. Сбоку люди воткнули рождественские венки, новогодние фиолетовые игрушки на елку и подарочные пакеты.
В последний момент мужчины берут с полок дартс, женщины — комплекты постельного белья и колготки для образа в новогоднюю ночь. Подарки омичи несут в руках: пихать их уже некуда. Мимо проносятся покупатели, разговаривая по телефону. Их тележки заполнены пивом и водкой. Среди них — огромные банки майонеза и длинные батоны.
Ажиотаж на кассах
Тем временем на кассах самообслуживания нарастает людское напряжение. Те, кто в обед пришли за продуктами, начинают стекаться к выходу. Тележки толкают людей, кто-то нечаянно тыкает соседа локтем по спине.
— Наглость — второе счастье, — язвительно говорит покупательница той, что прошла вперед.
— Молоко и сметану пробиваем через код, поняла? — дает инструкцию девушка подруге, чтобы быстрее рассчитаться и выйти из гипермаркета.
Цифры на экранах стремительно увеличиваются: четыре, пять, шесть тысяч. Чаще всего люди жмут кнопку «Оплатить», когда сумма доходит до семи тысяч. Растерянные мужчины спрашивают у соседей, нет ли у них карты, чтобы получить скидку за большую покупку.
А вот на обычных кассах ситуация оставляет желать лучшего. Кажется, будто очереди не двигаются вообще. Жду десять минут и понимаю, что люди всё так же ждут очереди.
— Это ж сколько еще нужно стоять? — спрашивает в пустоту мужчина с тележкой.
В основном люди молча ждут очереди, разглядывая покупки. На лице написано смирение и легкая радость. Уже через несколько часов они точно будут дома и начнут готовиться к Новому году.
Ранее мы рассказывали, насколько сильно подорожали продукты в омских магазинах за месяц перед Новым годом. Больше всего удивили цены на красную икру и недостаток сливочного масла на полках. Ранее наш корреспондент Сергей Энквист говорил с омскими производителями о причинах подорожания масла. Среди них — недостаток молока.