На этой неделе в Омске начал работать кикшеринг, или простым языком — прокат электросамокатов. Сервис запустила компания Whoosh, которая начала свое распространение с Москвы, а спустя четыре года добралась до нашего города. Аренда электросамокатов в Омске была и раньше, но не в таких масштабах — за пару дней они буквально заполонили центральные улицы города. Наш корреспондент Никита Елисеев и фотограф Елена Латыпова протестировали новинку на суровых омских улицах.
Рассказываем, как работает кикшеринг, удобен ли он в условиях нашего города и насколько выгоден такой способ передвижения.
Как мы арендовали самокаты в приложении
Начать поездку мы решили с ближайшей к нашему офису точки — на набережной Оми вдоль Щербанева как раз была одна из парковок. Подходим, скачиваем приложение и регистрируемся. При первом запуске нужно указать номер телефона, имя, электронную почту и дату рождения (ездить на электросамокатах можно только с 18 лет). После подтверждения номера на экране появляется карта города с местами для парковки и доступными самокатами. На это у нас ушло порядка пяти минут.
Далее предстояло выбрать самокат. С расчетом на долгую поездку мы в первую очередь смотрели на заряд батареи. Мы кликнули в приложении на один из вариантов на нашей парковке — показались стоимость аренды и заряд (в процентах, времени и расстоянии, на которые его хватит). Определившись, сканируем штрих-код на руле и указываем номер банковской карты, с которой будем платить. На это мы потратили еще около трех минут.
Первые впечатления
Пройдя процедуру получения, можно было наконец-то начать испытания. Электросамокат устроен до жути банально: два механических тормоза, как на велосипеде, и рычажок газа — скорость зависит от того, насколько сильно его выжимать. Отталкиваемся и едем.
Чувства необычные для того, кто пробует эту штуковину в первый раз: жужжащий под ногами моторчик, напоминающий звук новых троллейбусов, ветер в лицо и, честно говоря, легкая дрожь в ногах. И проблема не в равновесии — с детства плюс-минус каждый умеет его держать — а с поворотами и рычажком газа. В первый раз выжимать его полностью попросту опасно, особенно если рядом есть пешеходы. До максимальных 25 км/ч самокат разгоняется за несколько секунд, и управлять им на такой скорости трудно.
Благо на набережной Оми днем почти нет людей, а выложенные не так давно плитка и асфальт достаточно ровные, чтобы потренироваться. Будьте готовы, что на обуздание махины уйдут первые 5–10 минут.
Встречайте, улицы омские, игрушку московскую
Мы были скептически настроены к езде по плитке, но тротуар в сквере Алтунина показал себя вполне достойно. Даже осмелимся предположить, что по нему можно проехать со стаканом воды в руке без явных потерь. С правого берега Оми поднимаемся на Юбилейный мост, выезжаем на левую сторону реки и едем в горку до Думской. С движением вверх по склону самокат справляется легко, даже получилось разогнать его до 20 км/ч.
Цивилизация кончилась на подъезде к Омскому горсовету: как только мы выехали с отреставрированных набережных на Думскую, ямы, бордюры, подъемы и прочие прелести местного благоустройства стали работать как естественные ограничители скорости. Неуверенному самокатчику здесь ехать будет как минимум неприятно. Из-за кривой плитки езда превращается в трясучку внутренностей.
Если с небольшими перепадами у самоката проблем нет, то в местах без пандусов (таких в городе полно) его приходится перекидывать через бордюр руками. А весит он без малого 25 килограммов. Не критично, но осадочек оставляет.
После испытаний подвески на Думской выезжаем на улицу Пушкина, чтобы протестировать маневренность на узких дорогах. При небольшой скорости объезжать припаркованные на тротуарах машины и пешеходов проще простого, с этим проблем не возникнет.
В ходе испытаний стало ясно, что езда по Пушкина — тест не только на маневренность, но и на проходимость. Так как половина улицы днем находится в тени, здесь можно найти и снег, и лужи, и месиво из грязи. Пролетаем всё это с характерными звуком скрежета песка и воды под колесами. К слову, крылья на колесах свои функции выполнили хорошо — джинсы и кроссовки остались чистыми.
Свернув на Чокана Валиханова, мы столкнулись с главным врагом самокатчиков — подземным переходом. Спускать электросамокат вниз по пандусу еще ничего, но поднимать — отдельный вид пыток. Дело в том, что, когда толкаешь эту махину вверх, держась за руль, заднее колесо отрывается от земли и начинает бить тебя же по ногам. Поэтому тащить его приходится, поддерживая деку (то есть основание).
Раз уж мы заехали на Чокана Валиханова, почему бы не провести эксперимент: во сколько обойдется кофе-брейк на самокате? По правилам сервиса, тариф при перерыве тот же, что и при использовании — пять рублей за минуту (что показалось нам довольно странным).
Останавливаемся у кофейни и ставим аренду на паузу. Бросаем заблокированные самокаты у входа и заходим внутрь. Время — 15:47. Честно отстояв свою очередь, берем эспрессо и ждем, пока его приготовят: выпьем на улице. 30 миллилитров кофе уходят залпом. Время — 15:52. Даже такой быстрый перерыв обошелся нам в 25 рублей — просто прибавим их к стоимости кофе.
Едем дальше. На спуске со смотровой площадки к Иртышу становится ясно, что хуже подземного перехода может быть только лестница без пандусов. Человеку без мало-мальской физической подготовки спустить 25 килограммов металла и пластика слишком сложно. Даже наша сильная и выносливая фотограф Елена, которая во время редзаданий попадала в самые каверзные ситуации, спустя несколько ступеней сдалась и бросила самокат.
Так как урбанисты не предусмотрели спуски, а конструкторы самоката — ручки, несем махину в руках, держась за руль и грязную деку.
Вот где можно было размахнуться по полной, так это на набережной у центрального пляжа. Людей здесь — как в пустыне, да и просторы годятся к тому же сравнению. Поэтому настало время испытать тормоза. Разогнавшись до максимальных 25 км/ч, срываем рычажок тормоза и оставляем около пяти метров шлейфа за собой. Вывод: гонять по оживленным улицам, а уж тем более по дорогам, категорически не рекомендуется.
Мы проехали почти четыре километра пути, и под ногами, а точнее под колесами, наконец-то появилась велодорожка. За всю поездку это единственные 300 метров, где мы могли ехать, чувствуя свою правоту.
И вот мы на месте. Теперь нужно лишь завезти самокат в зону парковки и завершить поездку. Приложение попросит сфотографировать технику, чтобы сотрудники сервиса убедились в ее целости и сохранности.
Итоги
По факту аренды с пользователя априори снимают 40 рублей. Для тех, кто хочет сделать самокат постоянным средством передвижения, сервис предлагает подписку за 499 рублей в месяц и 199 рублей в неделю. Среди бонусов есть и бесплатный старт поездки. Также сервис снимает по 5 рублей в минуту (в зависимости от спроса цена может расти и падать) за использование и паузу. Десятиминутная бронь самоката перед поездкой — бесплатно.
Дополнительно можно взять страховку на время проката за 35 рублей. Она покроет возможный ущерб жизни, здоровью или имуществу как самого арендатора, так и третьих лиц во время поездки. Также с карты до конца аренды берут депозит в 500 рублей — по завершении он прилетает обратно на карту.
Наша поездка длилась 1 час 12 минут. За это время мы проехали 5,6 километра и накатали 400 рублей (без страховки). Средняя скорость нашего движения была 5,4 километра. Это даже меньше средней скорости человека во время ходьбы. Так получилось в том числе потому, что мы останавливались для записи заметок, создания фотографий и прочих дел. За это же время можно проехать куда больше.
Для чистоты эксперимента мы также сделали еще одну поездку — от нашей точки на набережной Оми до остановки «Голубой огонек». В этот раз мы ехали не отвлекаясь. Весь путь занял 7 минут. К уже снятым за аренду 40 рублям прибавляем 35 рублей за время использования. Причем стоимость такси в «Яндекс.Go» по этому маршруту нам обошлась бы в те же 75 рублей. При высоком спросе ночью — в 125 рублей.
Выгодно ли? Зависит от ситуации. Если брать самокат после 22:00, когда большинство омских автобусов уже разъезжаются по гаражам, а спрос на такси пробивает стратосферу — да. Поскольку сервис круглосуточный, электросамокат станет выгодным способом добраться до дома. Если мы говорим про день, то сказать сложно. Здесь слишком много факторов. Когда до работы несколько остановок и ютиться в общественном транспорте совсем нет желания, а на такси денег жалко, самокат может послужить альтернативой обоим вариантам.