В ноябре 40-летняя Наталья Александровна Чертова стала лучшим учителем математики в Омской области. В конкурсе она обошла педагогов из города и разных районов области, а еще — получила премию губернатора. Как учительница из глубинки с небольшим стажем стала гордостью маленькой школы — в материале корреспондента NGS55.RU Марии Носенко.
Работала управляющей магазином
Наталья Александровна Чертова учит детей математике в Крутинской гимназии, которая находится в 192-х километрах от Омска. Крутинка — это родной поселок учительницы, до которого нужно ехать несколько часов по трассе. Здесь Наталья Александровна жила не всегда. После окончания университета она строила карьеру управленца в Омске и даже не думала, что когда-то пойдет работать учителем математики. По словам Натальи Александровны, после учебы в Омском педагогическом университете от школы отвернула учебная практика:
— Я очень любила математику, и поняла это в выпускном классе. Учеба в госуниверситете не задалась, и я поступила в педагогический. Как раз во время практики мне не понравилось ни поведение детей, ни отношение ко мне учителей. Поэтому я с легкостью ушла из педагогики в управленцы.
Наталья Александровна работала управляющей магазином: обучала сотрудников тому, как продавать товары и как их выставлять на витрину. Свое дело она очень любила, но всю ее жизнь изменило рождение сына. Наталья Александровна рассказала, что ей пришлось переехать в Крутинку к семье, матери и отцу:
— В родном поселке меня пригласили поработать в школе учителем математики. Это было в 2020 году. Мой магазин закрылся, и я решила обосноваться здесь. Тогда решающим фактором стала любовь к математике, хоть, кажется, я уже много забыла со времен университета.
Готовилась к урокам по ночам
Первые полгода в Крутинской гимназии дались Наталье Александровне нелегко. К урокам приходилось готовиться до четырех ночи, а еще педагогу нужно было время, чтобы вспомнить университетскую программу и изучить особенности ОГЭ. Наталья Александровна рассказала, что в трудные времена помогала поддержка ее мамы:
— Здесь дети более простые и спокойные, чем городские. Я же, как оказалось, отличаюсь более системным подходом к преподаванию. Люблю анализировать варианты открытого банка заданий в интернете, выбирать для детей лучшее. Но нагрузка была большой, и без поддержки я бы не осталась в школе. Помогал и маленький ребенок. Придешь домой, обнимешь его, поцелуешь, и легче становится.
Мы пришли к Наталье Александровне на урок. Девятиклассники готовятся к ОГЭ, который им предстоит сдавать летом. Учитель попеременно присаживается за парту к ученикам, у которых есть вопросы, и тихо обсуждает с каждым задания.
— В этом году мне предложили поучаствовать в конкурсе на лучшего учителя математики, и я поняла, что отказываться нельзя. Нужен опыт, тем более, что это уже другой уровень. Хотелось посмотреть уроки других учителей, чтобы перенять их способы себе, — рассказала нам Наталья Александровна, пока ученики решали задания.
Было полчаса, чтобы прийти в себя
Конкурс «Современный омский педагог» состоял из заочного и очного этапов. Это первый опыт соревнований в школьной практике Натальи Александровны. Заочное тестирование учитель проходила в отдельном кабинете вместе с претендентом на лучшего учителя географии из Крутинки, а на очный этап ездила в Омск на автобусе.
Наталья Александровна рассказала, что на заключительный этап отобрали всего 10 педагогов со всей области:
— В 04:00 встала, в 06:00 уже автобус. После приезда было полчаса, чтобы прийти в себя. Мы решали сложные задачи с параметрами, а после этого из нас отобрали пять человек. Они и представляли судьям фрагмент урока. Больше всего в тот момент думала о том, как страшно для меня опозориться. Поэтому я успокоилась и полностью выложилась.
Наталья Александровна рассказала, что подошла к презентации творчески: попросила судей представить себя учениками шестого класса на весеннем уроке, отчего ее выступление выглядело «живее» остальных. Кроме того, Наталья Александровна распечатала наглядный материал для судей, чтобы им удобнее было знакомиться с наработками. Именно это помогло учительнице выиграть премию губернатора и стать лучшим учителем математики в области.
Победой Натальи Александровны гордятся ученики и коллеги. После того, как результаты конкурса стали известны, в Крутинской гимназии объявили радостную новость по громкоговорителю. Каждый класс поздравил учительницу, а коллеги пожелали и дальше завоевывать заслуженные места.
— Но больше хочется, конечно, детей учить. На конкурсы уходит много времени. Хочется, чтобы дети сдали экзамены, все мои 35 человек. В планах у меня — участвовать в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», но упор на это ставить не буду, — сказала Наталья Александровна.
Школьная жизнь
Дефицит учителей математики — один из самых острых в Омской области. Только в городе, по последним данным, нехватку ощущают 58 школ. По словам Натальи Александровны, одна из главных причин такого дефицита — работа с документами.
— Опытные учителя каждый год пытаются уволиться, и их просят остаться еще чуть-чуть. А новые редко приходят. Молодых преподавателей часто отпугивает, что очень много документации нужно ввести, и я сама за первые полгода два раза порывалась подписать заявление. Ведь нужно следить, чтобы никто из родителей не переплатил за питание, а также за школьными чатами и за многим другим. Больше всего на работе держат именно дети, их успехи. Думаю, это единственная работа, где ты быстро можешь увидеть результат.
Наталья Александровна рассказала, что сельская школа отличается от городской не только характером учеников, но и нагрузкой на учителей. Так, если в городской школе каждый день учителю нужно готовить уроки для нескольких пятых и шестых классов, то в сельской из-за маленького количества детей — по-другому:
— Здесь учителю дают в один день, например, девятый, и пятый, и восьмой. Ко всем этим урокам нужно подготовиться. А на подготовку одного урока нужно более часа.
Наталья Александровна заряжается энергией во время прогулок с шестилетним сыном, которые они вместе устраивают в свободное время. Гимназия стоит возле огромного озера Ик, которое летом выглядит по-особенному красиво. Любимое времяпрепровождение учителя — встречать закаты рядом с ним. Мы дождались вечера и направились обратно в Омск, напитавшись спокойствием и тишиной сельской местности.
Ранее мы рассказывали об «Учителе года» от Омской области Татьяне Панченко, которая завоевала сердца судей диафильмами и прошла в двадцатку лучших педагогов России.