Образование День знаний — 2024 проблема В школу как на каторгу! Что делать, если ребенок не хочет на учебу, — ответ психологов

В школу как на каторгу! Что делать, если ребенок не хочет на учебу, — ответ психологов

Иногда ситуацию нагнетают сами родители

Не всегда школьная пора бывает прекрасной

Меньше чем через две недели школьников ждет первый звонок, парта и уроки. Многие ребята считают начало учебного года трагедией, а кто-то вообще называет школу каторгой. Вместе с омскими психологами мы попытались разобраться в причинах нежелания ребенка идти в школу. Заодно подготовили шпаргалку с пояснением, как можно привлечь внимание школьника к учебе.

Дискомфорт

Специалисты отмечают, что в основном нежелание ребенка идти в школу связано с высоким уровнем дискомфорта. Например, он может долго адаптироваться к новому формату после детского сада. Как отмечает действующий член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, детский психолог Юлия Протасова, если учитель на уроке работает в быстром темпе, а ребенок медлительный (что связано с особенностями нервной системы и типом темперамента), он зачастую даже не успевает понять, что говорит педагог.

— В такой ситуации ребенок постоянно чувствует себя «не таким»: плохим учеником, глупым, хуже, чем остальные. Ходить в школу ему точно не захочется. Бывает и наоборот: ребенок схватывает всё на лету, его темп мышления высокий, а учитель достаточно медленно объясняет. Ребенку становится скучно, он отвлекается сам и отвлекает других ребят.

Как объясняет психолог, в начальных классах многие испытывают трудности с саморегуляцией, потому что некоторые отделы головного мозга отличаются незрелостью. И у каждого они дозревают в индивидуальном темпе.

— Долго сидеть за партой, да еще и внимательно слушать, усваивать урок им сложно. С этого момента школа становится неприятным местом, где постоянно приходится себя сдерживать, получать критику за «ерзание за партой» и перешептывания. Учитель тоже находится в сложном положении. С одной стороны, ему нужно выдать программу урока, а с другой — «сдержать» шустрых ребят в классе.

Юлия Протасова считает, что такие «шустряки» — совершенно нормальные дети, которые просто имеют некоторые сложности с усидчивостью и вниманием.

Нагнетание

В последние годы наблюдается тенденция, когда дети, которые только пойдут в первый класс, уже не хотят учиться, потому что они запуганы школой. Детский психолог Наталья Дружина отмечает, что очень важно вписать в жизнь ребенка школу как что-то обыденное, а не устрашающее.

— Родители заблаговременно начинают говорить детям о том, что в школе будет всё совсем иначе. Постоянно повторяют о том, что ребенок может не справиться, что там всё отличается от детского сада. Не стоит нагнетать вот эту тревогу у ребенка. К школе нужно относиться с легкостью, со спокойствием.

С подростками ситуация может быть другой. После летних каникул режим сна оставляет желать лучшего. Родители, вместо того чтобы постепенно подготовить ребенка к школе, начинают упрекать в сбитом режиме. «Ты не справишься», «не сможешь нормально ходить в школу», «недосып повлияет на оценки» — одни из нескольких неприятных фраз, которые может услышать подросток.

— Действительно важно выравнивать режим сна и распорядок дня, но не за день и не за неделю до начала учебного года, раньше. Родители должны действовать из позиции заботы. Есть важный момент — родителям самим стоит придерживаться этого распорядка дня. Очень часто бывает такое, что родители до часа, до двух не спят, а ребенка в одиннадцать пытаются уложить. Естественно, что ребенок будет чувствовать несправедливость и бунтовать.

Оценки могут стать серьезным поводом для ссор между детьми и родителями

Отсутствие поддержки от родителей

Как отмечает детский психолог Наталья Дружина, интерес к школе просто так пропасть не может.

— Сами взрослые могут подавить в ребенке желание учиться: какими-то своими установками, по типу «делай то», «мы тебя не хотим слышать». Есть два варианта — либо гиперактивные родители, которые ребенку воздуха не дают и продавливают разными активностями. Либо, наоборот, очень пассивные родители. Во втором варианте ребенок, глядя на них, например, отмечает, что досуг всей семьи — сидеть перед телевизором. У него складывается картинка — родителям моя учеба не нужна, а зачем тогда она мне?

А вот Юлия Протасова привела распространенный пример, когда родители ожидают от своего ребенка слишком многого. Они могут из самых добрых побуждений отдать его в гимназию для одаренных детей или в школу с математическим уклоном.

— А ребенок не обладает особенными способностями или он вообще гуманитарий. Он снова оказывается в ситуации хронического неуспеха, школа становится местом постоянного дискомфорта.

Сюда же можно отнести и чрезмерную нагрузку, когда ребенок задавлен кружками и секциями. Встает слишком рано или ложится слишком поздно, делает уроки на бегу или по ночам после всех дополнительных занятий. При таком темпе просто нереально хорошо воспринимать и усваивать учебный материал, отмечают психологи.

— Проблемой обучения может стать то, что с него что-то спрашивают, что-то хотят, что-то требуют: «Почему двойку получил?», «Почему не сделал домашнее задание?» Из-за этого у детей школа в какой-то момент начинает восприниматься как источник проблем.

Домашнее задание

Домашняя работа также может стать камнем преткновения. Если при подготовке домашки на ребенка кричат, его критикуют, в какой-то степени унижают, то школьник находится в постоянном стрессе. Он блокирует мыслительные процессы — осознания и усвоения информации и впадает в ступор, перестает думать. Ходить в школу он не хочет, так как подготовка домашнего задания становится ежедневной каторгой. А само учебное заведение — источником проблем.

— В средней и старшей школе добавляется много новых предметов и не все из них могут быть ребенку понятны. В такой ситуации школьник начинает откладывать подготовку домашнего задания по «нелюбимой» дисциплине, прогуливать эти уроки. Постепенно непонятного материала становится всё больше, проблема растет как снежный ком. С аналогичной сложностью дети сталкиваются в случае длительного отсутствия (например по болезни), когда ребенок испытывает высокий уровень тревоги — как нагнать весь этот материал, — рассказала Юлия Протасова.

Школьные переживания могут засесть в голове

Буллинг

В средней и старшей школе (а иногда и в младшей) дети могут столкнуться с буллингом — агрессивным поведением одноклассников и старших ребят. Тогда учебное заведение для ребенка будет местом, в котором он не будет себя чувствовать в безопасности.

Безопасность, как физическая так и психологическая, — необходимое условие успешного обучения ребенка. Если ребенок чувствует отвержение в классе, у него нет друзей, то школа для него становится тяжелым испытанием. Каждый день ходить туда, где, как сами говорят дети, чувствуешь себя «изгоем», «не к месту», очень тяжело. В этот момент ребенок должен понимать, что родители на его стороне и он может обо всём рассказать маме или папе.

Неуважение к учителям

Примерно с 12 лет ребенок начинает проявлять себя, высказывает свое личное мнение. И, если учитель не показывает должного профессионализма, у школьника появляется внутренний протест.

— Сегодня дети не готовы принимать полный авторитет учителя, если его поведение отличается от корректного, слова расходятся с делом, а учитель не вполне компетентен в своем предмете. Ученик не понимает, зачем ему ходить в школу, если учитель не является авторитетом, доверия к нему нет.

В младшей школе авторитет учителя для ребенка выше. В средней и старшей он становится меньше. Особенно, когда учитель монотонно выдает материал, показывая полное отсутствие интереса к своему предмету. Дисциплина на уроках страдает, авторитет учителя падает.

— Такое поведение педагога может быть связано с чрезмерной нагрузкой, усталостью, выгоранием, плохим самочувствием. Однако дети еще этого могут не понимать и воспринимать его как скучного. Да еще и думают, что он пренебрежительно к ним относится, — рассказывает Юлия Протасова.

А как вы помогаете ребенку с преодолением школьных трудностей?

Как помочь ребенку полюбить школу

Таким образом, причин нежелания ребенка ходить в школу много. И нужно сориентироваться и оказать школьнику своевременную помощь. Вот несколько карточек-подсказок, что стоит делать в той или иной ситуации.

  1. Есть трудности с предметом
  2. Чрезмерная нагрузка и недосыпание
  3. Не тянет программу в школе с определенным наклоном
  4. Если есть проявление буллинга
1

Есть трудности с предметом

Нужно помочь разобраться в материале. Если нужно — организовать работу с репетитором

2

Чрезмерная нагрузка и недосыпание

Попробуйте снизить количество дополнительных занятий и секций

3

Не тянет программу в школе с определенным наклоном

Стоит подобрать школу с более комфортной программой и уклоном на интересные для ученика предметы

4

Если есть проявление буллинга

Нельзя оставлять ребенка наедине с этой проблемой. Старайтесь быть для детей друзьями, с которыми они могут всем поделиться

В любом случае, если ребенок очень не хочет ходить в школу, родители должны помнить — это свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое нужно выявить и помочь школьнику преодолеть возникшие трудности.

Если ребенок наотрез отказывается ходить в школу, не хочет учиться, то тут, по мнению Натальи Дружиной, стоит установить ребенку рамки:

— Смотри, да, ты не хочешь ходить, но сейчас есть определенные требования, ты должен хотя бы до 18 лет получать образование. Если ты не хочешь играть по тем правилам, которые мы предлагаем, попробуй нам предложить свои. Например, я согласен ходить в школу, но не ждите от меня пятерок. И нужно четко установить то, что есть требования, которые мы с тобой обойти не можем.

В региональном Минобре NGS55.RU рассказали, что в новом учебном году 24 тысячи первоклассников пойдут в школы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления