Образование проблема «Вы учитель, а с айфоном ходите». Что делать, если дети доводят до слез? Отвечает психолог

«Вы учитель, а с айфоном ходите». Что делать, если дети доводят до слез? Отвечает психолог

Некоторые учителя сменили работу из-за издевок учеников

Иногда учитель не выдерживает прямо на уроке

Дети ведут себя по-разному: могут быть словно ангелы или, наоборот, грубить и колко подшучивать. Часто взрослые не знают, как себя вести, и у них опускаются руки. Журналист NGS55.RU Мария Носенко спросила омских учителей, какие ситуации доводили их до слез на работе. Как взрослые могут помочь себе в этих непростых ситуациях — рассказала психолог и член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Юлия Протасова.

Колкости в адрес взрослого

Анна (здесь и далее мы изменили имена по просьбе педагогов) работала педагогом группы продленного дня: помогала начальной школе делать домашние задания, проводила уроки изо и объясняла то, что дети недопоняли на уроках. Одна из неприятных ситуаций случилась с ней на перемене:

— За время моей практики было многое: и дети портили игрушки друг друга, и черкали в тетради, и кричали на меня. Я могла вынести их агрессию, плач или невнимательность, но кое-что довело меня до слез. Как-то раз дети сделали уроки, и в перерыве между занятиями мы играли в настольную игру. Я чувствовала себя уставшей, а у детей энергия била ключом. Я медленнее понимала условия игры, так как видела ее в первый раз. Двое первоклассников начали хохотать надо мной и подкалывать, мол, я уже старая и глупая. Подкатили слезы, и я вышла из кабинета, чтобы успокоиться.

Расплакаться можно не только на уроке

Мнение психолога: есть ощущение серьезного выгорания педагога: когда нет внутреннего ресурса, нет сил работать. Есть высокая степень эмоциональной и физической усталости. Нужно отдохнуть и подумать, как вы можете развить свой потенциал на работе, сделать свои рабочие будни приятными. Тогда с детьми (и другими людьми) будет более комфортно работать, появится возможность отстроить позицию взрослый-ребенок. Также педагогу нужно работать над своими личными границами, над умением отстаивать себя.

Нежелание видеть ваши старания

Учитель истории и обществознания Александра работает в школе больше шести лет. Сейчас девушка считает, что учитель не должен позволять себе слезы на уроке, но шесть лет назад всё было по-другому:

— Я была классным руководителем и готовила поздравление для мальчиков на 23 Февраля, сама покупала воздушные шарики и к каждому привязывала распечатанное поздравление. Это был сюрприз. Так получилось, что один мальчик заболел, и его шарик остался в кабинете. Поздравляли мы мальчиков на перемене, после этого я вышла из кабинета. А когда вернулась — шарик мальчика, которого не было, был лопнут. Никто не хотел признаваться. Я сказала, что просила быть аккуратнее, доверила им кабинет, оставила подарок. И вообще душу вложила в подготовку к поздравлению. Когда я это говорила, мне стало так обидно, что стали наворачиваться слезы. Один из мальчиков признался, что это сделал он. Я поняла, что не могу сдержаться, вышла из кабинета и расплакалась. Девочки вышли меня утешить. Я быстро взяла себя в руки, вернулась в класс, и мы обо всём поговорили.

Александру накрыли слезы на празднике

Мнение психолога: здесь есть конфликт ожидания и реальности. Очень здорово, что педагог хотел уделить внимание детям. Однако «я хотела порадовать, а они вот так» — это незрелая реакция. Дети увидели шарик, они играли, кто-то лопнул. Среагировал внутренний обиженный ребенок педагога. Взрослая позиция должна быть такой: дети испортили шарик, им нужно принести новый, чтобы мальчик не остался без подарка. Позиция «я расстроилась» — не взрослая и не авторитетная, с такими мыслями не получится настроить работу класса.

Ребенок транслирует слова родителей

Марина преподает в школе иностранный язык и считает, что в грубости школьников стоит винить их родителей:

— Дети сейчас чувствуют невероятную вседозволенность. Один раз меня весь урок доводил ребенок фразой «Вы вроде учитель, а с айфоном новым ходите». Самое страшное, что это всё они несут из дома, родители так же позволяют себе говорить об учителях.

Не всегда дети воспроизводят собственные обидные мысли

Оксана, учитель начальных классов, столкнулась с замкнутостью учеников, которую тяжело переносила:

— Ребенка могут так воспитать в семье, что он боится ошибиться, замыкается в себе и не выходит на контакт. Также ученики часто говорят словами родителей: «А мне это не надо. Мы это делать не будем».

Мнение психолога: важно расставить границы. Родители дома говорят разные вещи, в том числе и выражаются ненормативной лексикой. Означает ли это, что данные слова ученик может использовать в диалоге с учителем? Здоровый диалог может быть выстроен, например, путем приглашения самого ученика к размышлению. Можно ответить так: «Да, Вася, у меня телефон марки «Айфон». А как тебе кажется, для чего нужен телефон? Или так: «Телефон — это средство связи. Оно должно быть удобно для пользователя. Мне удобна такая модель телефона». Или так: «У тебя удобная обувь сегодня? А для меня удобен такой телефон». Так мы выстраиваем границы и помогаем ребенку учиться рассуждать, а не просто копировать фразы.

Привлекает внимание любыми способами

Инна работала учителем начальных классов и ушла из профессии. Причина — не только низкая зарплата, но и постоянный стресс. Инна вспомнила, как однажды заплакала из-за накопившихся эмоций:

— На самом деле это был банальный конфликт ожидания и реальности. Когда ты готовишься к уроку, думаешь, что вот сейчас ты классно его проведешь, а по факту урок срывают. У меня был мальчик в классе с гиперактивностью. Он очень любил привлекать к себе внимание неуместными шутками. Как-то раз на уроке я прошу детей привести примеры словосочетаний. Он выкрикивает: «У меня есть один пример! Воробушки с глистами!». После он ссорится с другим ребенком из-за того, что ручку не поделили. Другие дети отвлекаются в это время. Я понимаю, что ребенок не злобный, это привлечение внимания. Мог толкнуть, ударить, отобрать вещь. Что насчет меня? Разговор с родителями и с завучем ни к чему не приводит, в итоге прямо на уроке я не выдерживаю и начинаю плакать. У меня всё опустилось, потому что урок сорвали смехом и криком, а я так долго к нему готовилась. Понимаю, что дело в моей неопытности, но по-другому я не могла отреагировать.

Инне стало обидно, потому что ее ожидания не оправдались

Мнение психолога: можно предположить, что педагог не уверен в своих силах и находится в детской позиции, когда разочарование «я готовилась — они не слушали» не позволяет отстраивать свою авторитетную позицию эксперта и взрослого человека. Педагог не сразу приходит опытным и всезнающим, авторитетность нарабатывается. Для этого нужно учиться быть во взрослой позиции, снизить ожидания и не повторять себе «я запланировала, а пошло не так». Дети остро чувствуют «взрослость» учителя, уверенность в своих силах и предлагаемом материале. Необходимо работать над своей внутренней зрелостью и позицией эксперта.

А вам доводилось плакать из-за поведения детей?

Да, и не раз
Нет, я всегда держал(а) себя в руках
Нет, у меня были другие проблемы
Хочу посмотреть результаты опроса
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства