Дети ведут себя по-разному: могут быть словно ангелы или, наоборот, грубить и колко подшучивать. Часто взрослые не знают, как себя вести, и у них опускаются руки. Журналист NGS55.RU Мария Носенко спросила омских учителей, какие ситуации доводили их до слез на работе. Как взрослые могут помочь себе в этих непростых ситуациях — рассказала психолог и член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Юлия Протасова.
Колкости в адрес взрослого
Анна (здесь и далее мы изменили имена по просьбе педагогов) работала педагогом группы продленного дня: помогала начальной школе делать домашние задания, проводила уроки изо и объясняла то, что дети недопоняли на уроках. Одна из неприятных ситуаций случилась с ней на перемене:
— За время моей практики было многое: и дети портили игрушки друг друга, и черкали в тетради, и кричали на меня. Я могла вынести их агрессию, плач или невнимательность, но кое-что довело меня до слез. Как-то раз дети сделали уроки, и в перерыве между занятиями мы играли в настольную игру. Я чувствовала себя уставшей, а у детей энергия била ключом. Я медленнее понимала условия игры, так как видела ее в первый раз. Двое первоклассников начали хохотать надо мной и подкалывать, мол, я уже старая и глупая. Подкатили слезы, и я вышла из кабинета, чтобы успокоиться.
Мнение психолога: есть ощущение серьезного выгорания педагога: когда нет внутреннего ресурса, нет сил работать. Есть высокая степень эмоциональной и физической усталости. Нужно отдохнуть и подумать, как вы можете развить свой потенциал на работе, сделать свои рабочие будни приятными. Тогда с детьми (и другими людьми) будет более комфортно работать, появится возможность отстроить позицию взрослый-ребенок. Также педагогу нужно работать над своими личными границами, над умением отстаивать себя.
Нежелание видеть ваши старания
Учитель истории и обществознания Александра работает в школе больше шести лет. Сейчас девушка считает, что учитель не должен позволять себе слезы на уроке, но шесть лет назад всё было по-другому:
— Я была классным руководителем и готовила поздравление для мальчиков на 23 Февраля, сама покупала воздушные шарики и к каждому привязывала распечатанное поздравление. Это был сюрприз. Так получилось, что один мальчик заболел, и его шарик остался в кабинете. Поздравляли мы мальчиков на перемене, после этого я вышла из кабинета. А когда вернулась — шарик мальчика, которого не было, был лопнут. Никто не хотел признаваться. Я сказала, что просила быть аккуратнее, доверила им кабинет, оставила подарок. И вообще душу вложила в подготовку к поздравлению. Когда я это говорила, мне стало так обидно, что стали наворачиваться слезы. Один из мальчиков признался, что это сделал он. Я поняла, что не могу сдержаться, вышла из кабинета и расплакалась. Девочки вышли меня утешить. Я быстро взяла себя в руки, вернулась в класс, и мы обо всём поговорили.
Мнение психолога: здесь есть конфликт ожидания и реальности. Очень здорово, что педагог хотел уделить внимание детям. Однако «я хотела порадовать, а они вот так» — это незрелая реакция. Дети увидели шарик, они играли, кто-то лопнул. Среагировал внутренний обиженный ребенок педагога. Взрослая позиция должна быть такой: дети испортили шарик, им нужно принести новый, чтобы мальчик не остался без подарка. Позиция «я расстроилась» — не взрослая и не авторитетная, с такими мыслями не получится настроить работу класса.
Ребенок транслирует слова родителей
Марина преподает в школе иностранный язык и считает, что в грубости школьников стоит винить их родителей:
— Дети сейчас чувствуют невероятную вседозволенность. Один раз меня весь урок доводил ребенок фразой «Вы вроде учитель, а с айфоном новым ходите». Самое страшное, что это всё они несут из дома, родители так же позволяют себе говорить об учителях.
Оксана, учитель начальных классов, столкнулась с замкнутостью учеников, которую тяжело переносила:
— Ребенка могут так воспитать в семье, что он боится ошибиться, замыкается в себе и не выходит на контакт. Также ученики часто говорят словами родителей: «А мне это не надо. Мы это делать не будем».
Мнение психолога: важно расставить границы. Родители дома говорят разные вещи, в том числе и выражаются ненормативной лексикой. Означает ли это, что данные слова ученик может использовать в диалоге с учителем? Здоровый диалог может быть выстроен, например, путем приглашения самого ученика к размышлению. Можно ответить так: «Да, Вася, у меня телефон марки «Айфон». А как тебе кажется, для чего нужен телефон? Или так: «Телефон — это средство связи. Оно должно быть удобно для пользователя. Мне удобна такая модель телефона». Или так: «У тебя удобная обувь сегодня? А для меня удобен такой телефон». Так мы выстраиваем границы и помогаем ребенку учиться рассуждать, а не просто копировать фразы.
Привлекает внимание любыми способами
Инна работала учителем начальных классов и ушла из профессии. Причина — не только низкая зарплата, но и постоянный стресс. Инна вспомнила, как однажды заплакала из-за накопившихся эмоций:
— На самом деле это был банальный конфликт ожидания и реальности. Когда ты готовишься к уроку, думаешь, что вот сейчас ты классно его проведешь, а по факту урок срывают. У меня был мальчик в классе с гиперактивностью. Он очень любил привлекать к себе внимание неуместными шутками. Как-то раз на уроке я прошу детей привести примеры словосочетаний. Он выкрикивает: «У меня есть один пример! Воробушки с глистами!». После он ссорится с другим ребенком из-за того, что ручку не поделили. Другие дети отвлекаются в это время. Я понимаю, что ребенок не злобный, это привлечение внимания. Мог толкнуть, ударить, отобрать вещь. Что насчет меня? Разговор с родителями и с завучем ни к чему не приводит, в итоге прямо на уроке я не выдерживаю и начинаю плакать. У меня всё опустилось, потому что урок сорвали смехом и криком, а я так долго к нему готовилась. Понимаю, что дело в моей неопытности, но по-другому я не могла отреагировать.
Мнение психолога: можно предположить, что педагог не уверен в своих силах и находится в детской позиции, когда разочарование «я готовилась — они не слушали» не позволяет отстраивать свою авторитетную позицию эксперта и взрослого человека. Педагог не сразу приходит опытным и всезнающим, авторитетность нарабатывается. Для этого нужно учиться быть во взрослой позиции, снизить ожидания и не повторять себе «я запланировала, а пошло не так». Дети остро чувствуют «взрослость» учителя, уверенность в своих силах и предлагаемом материале. Необходимо работать над своей внутренней зрелостью и позицией эксперта.
А вам доводилось плакать из-за поведения детей?