1 сентября в омские школы пойдут учиться 240 тысяч детей. Свои двери для них распахнут 707 школ, но есть ли в учебных заведениях достаточное количество педагогов? Центр занятости пестрит вакансиями, а учителя берут на себя дополнительную нагрузку и заменяют уволившихся коллег. Корреспондент NGS55.RU Мария Носенко узнала, каких учителей в Омской области не хватает больше всего, далеко ли школам до критической ситуации и что об этом думают чиновники.
Кого ждут в школах?
Сейчас образовательным учреждениям Омска требуются 703 учителя, а области — около трехсот. Самый большой недобор — учителей математики (135 вакансий), русского языка и литературы (116 вакансий), иностранного языка (112 вакансий) и учителей начальных классов (116 вакансий). Также есть большой дефицит воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях — это 135 вакансий. Ситуация немного изменилась по сравнению с прошлыми годами: раньше очень не хватало учителей начальных классов, теперь же в большей степени — предметников. Об этой проблеме рассказал министр образования Омской области Иван Кротт 29 августа на пресс-конференции в «Доме журналистов».
— Система образования, как и любая другая отрасль, испытывает дефицит кадров. Мы эту проблему понимаем. Сегодня у нас 703 вакансии по Омску, а с учетом районов Омской области — около тысячи. Комплектование еще идет. Сейчас коллеги выходят из отпуска, кто-то уволился. А сам дефицит традиционен, дефицит у предметников, — пояснил Иван Кротт.
По словам омского министра образования, в этом году ситуацию можно оценить как «нехватка». Это не катастрофа, но внимание на проблему обращать нужно со всей серьезностью. На прямом эфире ГТРК «Иртыш» он упомянул о том, что не все выпускники педколледжа идут работать — некоторые дальше получают высшее образование. А среди выпускников с корочками педуниверситета есть те, кто уезжает в другой регион. Самую главную причину дефицита кадров министр образования видит в небольших зарплатах педагогов.
— Причем нагрузка на учителя достаточно высокая, и это не есть правильно. Но основа основ — это то, что нужно поднимать оклад, — рассуждает Иван Кротт.
За ситуацией с учителями следит Олег Смолин, депутат Госдумы от Омской области, первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию. На заседаниях он неоднократно поднимал этот вопрос, а также высказывался в соцсетях. В том, что главная проблема — в маленьких зарплатах, он согласен с министром Кроттом.
— Во многом это обусловлено низкой оплатой труда учителей, фактическим устранением государства от ответственности за развитие определяющей будущее человечества отрасли. Поэтому надо кардинально увеличивать бюджетное финансирование образования, поднимать размер заработной платы его работникам, — уверен Смолин.
Что планируют делать с дефицитом?
Чиновники предлагают способы, которые смогли бы, по их мнению, улучшить ситуацию. Иван Кротт много говорил о привлечении студентов старших курсов педуниверситета к работе в школе. По его словам, около 200 учащихся ОмГПУ готовы выйти на работу. И если в прошлом им приходилось кое-как совмещать учебу с работой, то теперь они это могут делать совершенно легально, и вуз только пойдет им навстречу.
— [Врио губернатора Омской области] Виталий Хоценко обозначил нам задачу: взаимодействовать с омским педуниверситетом. Студенты старших курсов педуниверситета идут работать в школы. Они переходят на индивидуальный план обучения, — пояснил Кротт.
Есть и другие предложения. Например, принудительное распределение, как это делали в Советском Союзе. В Министерстве просвещения эту идею не поддерживают, а предлагают другой механизм: увеличение набора на целевое обучение. Но места в Омске особо не занимают: в этом году 133 места из 244 в ОмГПУ остались свободными.
Целевое обучение дает возможность заключить контракт с работодателем еще на этапе поступления в вуз. Так, поступив на целевое, абитуриент уже знает, где будет работать несколько лет после выпуска. В данном случае абитуриент заключает контракт с конкретной школой.
Чтобы учителей хватало не только городу, но и области, разные районы готовы заплатить немаленькие деньги. Например, в Горьковском районе выдадут целых 200 тысяч подъемными тем, кто решится поехать работать педагогом в школу. Это самая большая выплата среди всех районов области. В инфографике мы показали, сколько готовы выплатить выпускникам.
— Так решил глава, нам нужны квалифицированные кадры. Это было еще в 2019 году. Он посчитал, что своим распоряжением сможет улучишь ситуацию, ну и мы рады этому факту, — рассказали нам в комитете по образованию Горьковского района.
Еще одна мера, которая вызвала широкий общественный резонанс, — учителям 5–9-х классов для работы в школе не нужно будет высшее образование (хватит колледжа). Многие россияне посчитали, что это путь к деградации и что качество образования от этого только пострадает.
Также омский министр образования рассказал о едином подходе к формированию заработной платы для педагогов. Что он из себя будет представлять, станет понятно только в конце этого года. Известно только, что размер зарплат должен выровняться. Сейчас же надежда — на молодых специалистов, и с этого года их число в омских школах увеличилось.
— С 10 сентября студенты начнут оформляться на работу в школы. 494 молодых специалиста пришли работать в школы с этого года, и большая часть из них — в муниципальные учреждения. Еще 10 лет назад многие уходили не в сферу образования, и сейчас ситуация изменилась, — рассказал Иван Кротт.
Что говорят уволившиеся молодые специалисты?
Мы собрали мнение об этих нововведениях у тех, кто работал в школе, но ушел оттуда в другое место. Оказалось, что зарплата — не самое важное. Многие молодые специалисты искренне горели профессией учителя, и даже при таком желании им приходилось уходить. И у каждого на это — разные причины.
26-летний Александр работал учителем истории и обществознания. Больше всего в работе ему нравилось зажигать интерес к предмету. И пусть хорошо учиться в классе будет только один ученик, это всё равно вдохновляло и мотивировало идти вперед. Он учился в магистратуре, и его не смущало совмещение работы и учебы.
— Мне нравилось, что я могу обучить детей чему-то важному и полезному. Но я склонен многое романтизировать, так и получилось с работой учителя. Думал, что главной проблемой будут ленивые ученики, а оказалось — тонны бумаг и журналов. Оказалось, что, чтобы быть хорошим учителем, нужно успевать делать бумажную работу и ставить поменьше двоек. Когда дело шло к концу четверти, старшие коллеги мне намекнули, что мне же будет хуже, если у ребенка выйдет в четверти двойка. Предложили выйти из ситуации как-нибудь творчески, а то отчеты и объяснительные меня доконают. Поэтому я начал ставить оценки хотя бы за конспекты. Внутри меня всё сопротивлялось. Я прекрасно понимал, что это не научит их ничему. В итоге я просто ушел, — рассказал бывший учитель.
Елена работала в школе намного меньше Александра, буквально пару месяцев. Этого времени хватило, чтобы понять недостатки работы в школе. Она поделилась с нами своей историей.
— Меня не смущали переработки. Когда я была сама школьницей, в моей школе один человек преподавал математику, геометрию, ОБЖ, труды и физкультуру. И таких историй довольно много. Когда я сама пришла работать, меня оттолкнуло засилье старших коллег. Мне важен коллектив. Чтобы были люди, к которым я могу обратиться за помощью, чтобы не было сплетен и пересудов за спиной. Я столкнулась с желанием старших меня переучить. Но я была их коллегой, а не учеником. Это результат их профдеформации. Я считаю, каждому учителю нужно регулярно ходить к психологу и заботиться о своем состоянии, чтобы этого не было, — рассказала Елена.