Ни для кого не секрет, что в региональных школах не хватает учителей. Омск — не исключение. Чиновники придумывают разные программы для того, чтобы хоть как-то закрыть кадровые дыры. С 2020 года студентам разрешили официально работать в школе учителями. Условие одно: нужно, чтобы все сессии были успешно закрыты. Несколько студентов ОмГПУ, которые совмещают учебу в университете и работу в школе, рассказали, как часто их путают со старшеклассниками (посмотрите фото с выпускных и во время преподавания — не сильно-то они изменились). Возникают ли у них проблемы с учениками, которых они немногим старше, сложно ли им совмещать два дела и устраивает ли их первая зарплата — в материале NGS55.RU.
Екатерина Лесниченко, 22 года, 4-й курс
Что преподает: русский язык и литературу
Екатерина Лесниченко преподает пятиклассникам в Троицкой школе Омской области второй год. Говорит, с детьми ей было легко установить контакт: даже несмотря на молодой возраст, она чувствует уважение со стороны школьников. По ее мнению, многое зависит от того, как ты себя поставишь.
— Я сама не так давно училась в этой школе, поэтому многие старшеклассники меня помнят, так как я была активисткой. Несмотря на мой возраст, они всё равно соблюдают субординацию, а вот ученики начальной школы часто обращаются ко мне на «ты». Но это не обидно слышать, они же совсем крохи. Однако приходится исправлять их, — рассказала Екатерина.
Девушка преподает в школе 18 часов в неделю и получает за это оклад в размере 10 тысяч рублей. Говорит, что пока учится и живет с родителями, этой суммы ей хватает.
— Совмещать с учебой очень трудно, постоянно пропускаешь одни и те же пары, в итоге несколько дисциплин изучаешь самостоятельно. Плюс к этому я работаю в селе, дорога до университета занимает много времени, просто не хватает часов в сутках.
Анна Братухина, 23 года, 5-й курс
Что преподает: историю (а также руководит музейной комнатой)
Анна Братухина преподает в гимназии № 139 у семиклассников с текущего учебного года. Признается, что была готова к провокациям и проверке на прочность. Она считает, что школьникам всё равно — молодой учитель или опытный. Важно то, как педагог доносит материал и какое отношение демонстрирует к предмету и ученикам. Анна не скрывает: сложно удерживать внимание и сохранять дисциплину на уроках.
— Я сразу сказала детям, что кричать на них не собираюсь. Я считаю, что это неэффективно, да и я просто не умею. Иногда дети приходят в необычно буйном настроении, как будто до урока они минимум летали на ракете и не могут прийти в себя. Тут идут все возможные методы для настроя на учебу, главное — не унывать, а стараться максимально использовать эту энергию в учебном русле.
Девушка часто слышит на работе, что выглядит моложе своего возраста, а однажды из-за этого в школе, где она преподает, произошел веселый случай.
— В самом начале учебного года я сидела на перемене в рекреации, писала конспект для семинара. И тут ко мне подходят ребята из 10-го класса, которые решили, что я новенькая из параллели, с целью познакомиться. Их ждал сюрприз, — улыбается педагог.
За 10 часов работы в неделю и преподавание у трех детей с ограниченными возможностями здоровья на дому Анна получает 9 тысяч рублей. Говорит, что пока не получила диплом специалиста, ее всё устраивает.
— Совмещать с учебой возможно, но иногда сложно. Если мне необходимо пропускать занятия в университете, я договариваюсь с преподавателями, они идут навстречу, и особых проблем не возникает. Многое зависит от расписания. Как правило, в университете один день среди недели выходной или почти выходной. В новом семестре таких даже два. Соответственно, я организую свое школьное расписание так, чтобы основная работа была в свободные от учебы дни.
Елизавета Малштейн, 24 года, 2-й курс магистратуры
Что преподает: русский язык и литературу
Елизавета мечтала стать учителем с детства. На протяжении нескольких лет она работала вожатой в лагерях, потом — в частном детском саду воспитателем, преподавала в гимназии № 139, а с 5-го курса учит пятиклассников в многопрофильном образовательном центре развития одаренности № 117. Девушка считает, что в ее молодости есть преимущество: в отличие от возрастных преподавателей, она со школьниками на одной волне. Например, она готовит для детей игры, находит в интернете видео по теме урока.
— Допустим, мы изучили раздел «глагол», и я по нему провожу игру «Кто хочет стать миллионером». Если группа участников выиграла, то я разрешаю им «купить» на него себе пятерки по русскому языку. Можем разобрать современную песню, если в ней есть какой-то глубокий смысл, метафоры. Сравниваем с классиками, делаем рэп-батлы на классических стихотворениях, проводим поэтические вечера. Дети любят молодых учителей, а их сейчас в школах очень мало, к сожалению.
Елизавета рассказала, что ее часто путают со старшеклассницей, поскольку сейчас школьницы выглядят очень взросло. Особенно первое время, когда учительница только пришла работать в школу.
— Раньше меня это обижало, а сейчас, наоборот, кажется, это классно, когда ты выглядишь молодо. Было такое, что старшеклассники могли позволить непристойную лексику в моем присутствии, не зная, что я учитель. Я, конечно, делала им замечание. Но, если честно, я стесняюсь учеников старших классов, боюсь, что они меня не примут. С пятиклассниками — совсем другое дело, они меня знают, знают мои требования, а вот старшие, мне кажется, не воспринимают меня как учителя. Они со мной, конечно, на «вы», но раз на раз не приходится, — переживает учительница.
Зарплата девушку устраивает, поскольку она получает оплату не как студент, а как полноценный преподаватель (Елизавета имеет первую квалификационную категорию). К тому же с марта ее оклад повысили в два раза. Точную сумму девушка называть не стала.
Иван Дедов, 21 год, 3-й курс
Что преподает: русский язык и литературу
Иван преподает в лицее № 64 у шестиклассников. Его нагрузка — 25 часов в неделю (шесть рабочих дней). Уровень своей заработной платы он называть не стал, но намекнул, что сейчас для него это не главное. Он получает удовольствие от преподавания и общения с детьми.
— Шестиклассники — это мой первый опыт с младшими школьниками. Я очень боялся, что не смогу найти к ним подход. Всё оказалось не так страшно. К концу второй четверти наладились не только профессиональные, но и доверительные отношения. Безумно радует, когда они просто так приходят к тебе поговорить, поделиться своими проблемами, хотя ты даже не их классный руководитель. Главное — не перевести эти взаимоотношения в попустительство. Мы все-таки в школе, поэтому стараюсь сохранять расположение детей, не забывая о требовательности.
Молодой учитель признается, что совмещать работу с учебой ему непросто, но он старается сделать так, чтобы университет не уходил на второй план.
— Я по-прежнему с удовольствием хожу на лекции, принимаю участие в практических занятиях, читаю русскую и зарубежную литературу, ночами пишу конспекты, умудряюсь где-то в чем-то поучаствовать с одногруппниками, являюсь членом научной лаборатории — одним словом, веду хрестоматийную студенческую жизнь, — смеется парень.
Говорит, что в школе его путали со старшеклассником лишь однажды в очереди в столовую: коллектив лицея в своем большинстве — это молодые педагоги, поэтому казусов на этот счет не возникает.
Анжела Веселовская, 23 года, 1-й курс магистратуры
Что преподает: русский язык и литературу, читательскую грамотность и факультативы
С начала этого учебного года Анжела преподает в 6, 7 и 8-м классах Северо-Любинской школы. Чтобы добираться до Любинского района, девушка специально получила права и стала ездить на работу на машине. На зарплату она не жалуется, поскольку имеет надбавку в 60% как молодой педагог и еще 25% — за работу в сельской местности. Единственное, ей тяжело совмещать работу с учебой. В неделю у нее выходит 28 часов вместе с факультативами. Говорит, что дети воспринимают молодых педагогов хорошо, потому что им не хватает чего-то нового, того, что часто не могут дать уже возрастные учителя.
— Педагоги, которые работают очень давно в школе, все-таки устают, у них, мне кажется, происходит выгорание. Бывает, что они просят молодых специалистов участвовать во всех конкурсах, брать на себя ответственность за проведение мероприятий, а сами хотят отдохнуть. Родители тоже воспринимают меня хорошо. Не так давно я стала классным руководителем и думала, что с родителями возникнут сложности, потому что я намного моложе их. Но все относятся с пониманием и, наоборот, помогают, во многом поддерживают, — рассказала учительница.
Ситуаций за 7 месяцев работы в школе, когда ее путали со старшеклассницей, было немного, но один случай педагог всё же вспомнила.
— Когда я ходила между рядов в классе и помогала детям с каким-то заданием (у нас была проверочная работа), зашла завуч и первую минуту не могла найти меня в толпе, пока не спросила у школьников, куда вышла Анжела Сергеевна. Когда я себя обозначила, завуч призналась, что совсем не заметила меня. Было забавно. Сами ученики часто шутят, что я очень маленького роста — 162 сантиметра, а они все намного выше меня. Но это мило.