«Девчонки, мед брать будете? Хороший!» — предлагает нам миловидная женщина, открывающая багажник машины с пчелиной провизией. Она припарковала авто у небольшого двухэтажного магазина, где прямо на крыльце развешаны зимние куртки, брюки, кофты. На улице, ведущей к Называевской гимназии, довольно людно. На коротком промежутке от железнодорожной станции до школы можно насчитать несколько всем известных супермаркетов и аптек.
Над частным сектором возвышается трехэтажная кирпичная школа. Ее построили 15 лет назад, на вид — как будто совсем недавно: ремонт выглядит свежим. «Земских» учителей порой отправляют преподавать в глухие деревни, состоящие из двух улиц с ветхой школой и единственным магазином. Здесь же обстановка совершенно иная, и, кажется, есть всё для комфортной жизни. Все-таки районный центр и малый город региона. Однако 28-летняя учительница математики Чаяана, переехавшая в сентябре в Омскую область из Республики Тыва, пока не уверена, что сможет остаться здесь на все пять лет. Именно столько времени по федеральной программе ей нужно проработать в местной школе. За это педагогу уже выплатили один миллион рублей. Чаяана знает немало историй от коллег, когда жизнь вдали от родного края выдерживали немногие педагоги, и деньги по условиям договора возвращали обратно, поэтому пока бережет полученную сумму.
Перед встречей с учительницей я несколько раз повторила ее имя, отчество и фамилию, чтобы не ошибиться: «Чаяана Жанцановна… Чаяана Жанцановна Жанцан». Стало интересно, как к педагогу обращаются дети, ведь если взрослому человеку непросто запомнить тувинское имя, то школьникам, наверное, еще труднее.
— Меня сначала называли Джанцан с буквой «Д» или путались — Джансан Чааян. Но выучили быстро. Сейчас таких проблем нет, — улыбается учитель и сама, предугадывая вопрос, рассказывает. — Два года назад я взяла как фамилию имя отца, когда его не стало, поэтому отчество и фамилия одинаковые.
Ей тоже первое время было сложно запомнить фамилии новых учеников из-за того, что они слишком разные. На помощь пришли коллеги.
— У нас в республике фамилии почти все одинаковые. У половины класса заканчиваются на «сад», у кого-то «мангуши». Когда я училась в педагогическом университете в Новосибирске, нам говорили, что мы, азиаты, все на одно лицо. А когда я сюда приехала, то подумала, нет — это здесь все на одно лицо, — смеется математик и продолжает. — Хорошо, что коллеги помогли, и сделали детям бейджи. Я думала, что запомню их только к Новому году, но и двух недель не прошло, и я всех выучила.
За 2 тысячи километров от дома вместе с семьей (мужем и двумя сыновьями четырех и восьми лет) она переехала в Называевск из глубинки — села Хондергей Республики Тыва. Девушка не скрывает: причиной тому стала ипотека на квартиру, которую они не так давно купили в столице Тывы Кызыле. Миллионом рублей пара планирует перекрыть хотя бы часть кредита, который взяла на 25 лет. Пока «двушку» сдают квартирантам.
Первоначально Чаяана с семьей планировали переехать в Приморский край. Всё просто: «земским» учителям, устроившимся на работу в дальневосточных регионах, платят в два раза больше — 2 миллиона рублей. Но хорошенько всё обдумав, они остановились на омском регионе.
— Отсюда можно домой на каникулы ездить, это ближе. На поезде сутки, потом до Кызыла четыре часа и до дома еще пару. В общем, получается почти два дня. А от Приморского края до нашего села несколько тысяч километров: на поезде очень много дней. Еще и билеты дорогие. Одна поездка на всю семью обошлась бы очень дорого. А еще там не был решен вопрос с жильем, — рассказывает учительница.
В Называевске ее семье предоставили двухкомнатную квартиру в двухэтажном доме, где за аренду платить не нужно. Учительнице условия нравятся: чистый подъезд, хорошие соседи, а главное — не нужно топить печку и ходить до колодца за водой (как это было в ее родной деревне).
Правда, небольшой город в Омской области, по ее мнению, сильно уступает красотами селу Хондергей в Тыве, от чего часто на душе становится грустно.
— Первое время тоска брала. Хотелось домой, на свежий воздух. У меня за домом был лес, а за ним горы красивые, тайга. Если осень, то всё такое золотое-золотое. Я приехала из прекрасного уголка, где всё натуральное. Называевск — городок маленький, но чистый. Дороги узкие. Здесь очень много болот и комаров. Нас за сентябрь так искусали, что мы ходили ужасно красными. Обращались к дерматологу. Он сначала подумал, что у нас какие-то заболевания, а это аллергия была. Так много комаров я в жизни не видела. Утром просыпаешься, у тебя то там шишка, то там. Теперь, когда похолодало, всё нормально стало. Адаптация у нас сложная была. К воде мы тоже долго не могли привыкнуть, чувствовался привкус хлора, — вспоминает Чаяана.
Сложно пришлось каждому члену семьи. Например, старшему сыну, который в этом году пошел во второй класс уже в Называевскую школу, где работает мама. Учительница говорит, что он первое время много плакал, скучал по друзьям и с трудом переживал смену места жительства, но потом в гимназии начал отвлекаться.
Мужу Чаяаны из-за переезда, конечно, пришлось уволиться. В своей республике он работал воспитателем в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, преподавал спортивные дисциплины, что у него очень хорошо получалось, отмечает учительница. В Называевске мужчина пока не трудоустроился. Идти особо некуда. Правда, несколько дней назад сосед предложил ему работу — «что-то связанное с газопроводом», но пока нет никакой ясности.
— Если честно, он мучается и скучает по любимому делу. Я его успокоила, что мне и детям тоже нелегко. Это и есть те сложности, которые надо сейчас выдержать. Он теперь ребенка младшего в садик отводит, помогает по дому, по хозяйству, очень вкусно готовит. Удаленно программированием занимается в качестве подработки. Дети тоже привыкли, обзавелись друзьями. Мы купили им боксерские перчатки и груши. Планируем отдать на секции. Меня к концу сентября тоже отпустило, — бодрится девушка.
Прозвенел звонок. Чаяана Жанцановна идет к 10-м классам проводить контрольную работу по математике. Ближе к концу занятия мы потихоньку прокрадываемся в кабинет. До конца урока остается несколько минут — по красным напряженным или расслабленным лицам подростков можно определить, кто с легкостью нашел область определения функции и решил неравенство, а кто потерял всякую надежду на получение хорошей оценки, но отчаянно пытается напрячь мозг, чтобы хоть что-то вспомнить. Приход корреспондентов, конечно, принес в класс небольшой хаос. И без того активные старшеклассники стали еще более взбудораженными. Один парень с последней парты даже начал привлекать к себе внимание — махать рукой и просить его сфотографировать.
— Смотрите, я списываю! Снимайте меня! — заявил он со смелостью, присущей юноше его возраста.
Чаяана Жанцановна сохраняет спокойствие. Просит детей не отвлекаться от контрольной работы. Кого-то из-за чрезмерно активного поведения ей даже приходится пересаживать за другую парту, чтобы не мешали другим.
Позже она признается, что работать со старшеклассниками в Называевской гимназии ей, мягко говоря, непросто. Во-первых, по ее мнению, им сложно привыкнуть к новому учителю. До нее базовую математику и экономику много лет вел другой педагог, которому по состоянию здоровья пришлось уйти из школы. Во-вторых, менталитеты детей в Омской области и Республике Тыва, где она преподавала на протяжении семи лет, сильно отличаются.
— У нас дети очень уважительно относятся к старшим. Учитель для них — особый человек. Когда я заходила в класс, была полная тишина. Никто не перебивал. И даже спонтанно не начинал друг с другом разговор. Здесь дети слишком произвольно себя ведут. Правила поведения именно на уроке у нас очень разные. Дети могут внезапно начать что-то говорить, обсуждать. Я заметила, что если кому-то нечего делать, то они могут лезть к другим. Каждый урок я прошу их: «Держите себя в руках, наберитесь терпения. Терпение — это залог успеха», — переживает учитель.
Слово «терпение» она пишет на доске. Когда дети нарушают дисциплину, стирает по одной букве. Если ни одной не остается, учительница задает очень много домашнего задания. Так они договорились с учениками старших классов. Чаяана Жанцановна считает, что этот метод работает. Отношения со средними классами у нее складываются намного лучше. Она еще преподает математику в пятых классах и статистику и теорию вероятности для семи- и восьмиклассников.
В Тыве, работая на 1,5 ставки, примерно по 30 часов в неделю, Чаяана получала около 40 тысяч рублей. В Омской области, почти за такое же количество часов ей платят около 30 тысяч, но зарплата ее устраивает.
— Я здесь консультаций для детей дополнительно не провожу. К 15 часам я уже освобождаюсь. Проверяю тетради, веду только свою работу. Никаких отчетов, ничем меня не загружают. Ну не знаю, может это только начало, — смеется она и добавляет, что теперь у нее остается больше времени для воспитания сыновей.
Учительница поделилась, что пока не уверена, что сможет остаться в Омской области на пять лет: «Мало ли что может случиться за год?». Пока присматривается, взвешивает все за и против.
— Коллектив у нас отличный. Педагоги отзывчивые, очень добродушно меня встретили. Я знаю свои минусы — где и что я не сделала, но все равно они с пониманием относятся. Тем не менее, в апреле или мае мы примем окончательное решение. Решающим фактором будет моя работа — отношения с учениками, родителями. Сложно, что здесь другой менталитет. Я так воспитана, что на первом месте у меня уважение — к себе, к товарищам. Еще будут важны результаты по математике. Если их не будет, то дальше я не вижу смысла продолжать. Если топчешься на одном и том же месте — нет никакого смысла, — уверена учительница.
Видно, как Чаяана скучает по дому. Во время беседы она часто упоминает о планах поехать на летние каникулы в родное село, побывать на целебных источниках.
— Горы, озера, у нас красота натуральная, не сравнишь, конечно. Летом поедем, а зимой, наверное, здесь будем. Я хочу рабочие программы привести в порядок. Все-таки здесь плюсов много. Я подписана на паблик «Земский учитель». К октябрю там начали появляться такие записи от тех, кто далеко уехал от дома, как «всё, я домой хочу». Все-таки я сделала правильный выбор, Омская область недалеко от нашего села. Можно ездить домой на каникулы, — позитивно настраивает себя Чаяана.