Образование мнение Мы сравнили советский и современные учебники биологии. Что изменилось за 70 лет?

Мы сравнили советский и современные учебники биологии. Что изменилось за 70 лет?

Публикуем наблюдения корреспондента NGS55.RU и омского учителя биологии

Биология — одна из основных школьных дисциплин

Наводя порядок в шкафу, я наткнулся на учебник по зоологии для 6–7 классов, изданный семьдесят лет назад — в далеком 1952 году. Именно по этому изданию советские школьники изучали науку о живой природе. А что такое 1952 год? Это всего лишь семь лет после окончания страшной войны, это активная фаза восстановления экономики Советского Союза, в том числе и сельского хозяйства. Вспомнив постулат «раньше было лучше», а также рассказы о великом советском образовании, я решил сравнить этот учебник и современные издания, по которым сегодня школьники изучают биологию. Публикую свои наблюдения.


Оформление, текст и иллюстрации

Что сразу хочется сказать о советском учебнике? Он легкий, но вид его совсем невзрачный. Это серый фон, на котором крупными черными буквами написано «Зоология», еще указаны фамилии авторов (Шалаев и Рыков) и то, что это издание для средней школы. Современные учебники почти всегда имеют яркие обложки, притягивающие внимание.

Открываю издания и оцениваю их объём. Здесь всё очевидно: объём советского учебника значительно превосходит современные издания. Тем для изучения в нём больше, и представлены они более подробно. Также обращаю внимание на иллюстрации. Актуальные издания невозможно представить без красочных изображений животных, растений и так далее. Этому есть причина. Так гораздо проще воспринимается новая информация.

В современных учебниках много картинок

Однако и советский учебник не лишен изображений. Их действительно много. Картинки пусть и не цветные, но детально прорисованы. Только представьте, сколько труда вложил художник, рисуя тот же скелет голубя или расположение внутренних органов кролика. Напомним, речь идет об издании 1952 года. Уже тогда авторы понимали, что изучать зоологию в школах было бы очень трудно без наглядных примеров.

Художник изобразил скелет голубя

После каждого параграфа в советском и современных изданиях есть вопросы и практические задания для школьников. Зачастую они схожи, но порой всё же отличаются. Я открыл раздел «Членистоногие» в каждом учебнике. После параграфа в советском издании детям дают единственное задание: «Расчленить тело умерщвленного насекомого, наклеить на картон и сделать обозначения». Если в мире существуют общества защиты насекомых, то они явно были бы не в восторге от такой «домашки».

«Советская зоология — передовая наука»

Что авторы изданий пишут о цели создания учебников? Шалаев и Рыков во введении советского издания отмечают, что в СССР животный мир изучают не только для того, чтобы объяснить происхождение видов и их особенности. Они заявляют, что советская зоология — передовая наука. Она «помогает управлять животным миром, чтобы извлечь из него больше пользы для человека». А каким образом? Дальше авторы поясняют, что советская зоология, помимо изучения животных, выясняет пути, по которым можно изменить «животный мир в нужном нам направлении».

Все органы кролика на месте

Не совсем понятно, по какой причине советская зоология — передовая наука. Почему, например, не физика? Возможно, создателям виднее, я всё же не специалист. Но, видимо, в те времена животных изучали для того, чтобы научиться выгодно их использовать в экономике Советского Союза.

В современных учебниках подобных заявлений я не нашел. Авторы во введении в общих чертах рассказывают школьникам о разнообразии животного мира, о том, что им предстоит изучить, и так далее.

Сельскому хозяйству — отдельная глава

В советском учебнике домашним животным посвящена отдельная глава, и она очень большая. Авторы издания замечают: «Животноводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства СССР». Далее следует описание крупного рогатого скота, пород свиней, овец, лошадей и других животных. В заключительном параграфе Шалаев и Рыков рассуждают о перспективах развития социалистического животноводства, не забывая отметить успехи страны в этом направлении.

«Лучшие работники животноводства добиваются замечательных успехов. Например, лучшие доярки во многих совхозах и колхозах надаивают за год свыше 5000 литров молока от каждой коровы. Над развитием социалистического животноводства работает много советских людей, начиная с доярок, свинарок, пастухов, непосредственно ухаживающих за животными, до советских ученых, разрабатывающих пути улучшения животноводства на основе мичуринского учения», — сообщается в издании.

Заметьте: авторы учебника таким образом не просто пытаются дать школьникам знания — они ищут будущих специалистов для этой сферы. Ведь пройдет всего ничего, и эти ученики окончат школу. Им предстоит выбрать, с каким занятием связать дальнейшую жизнь.

В современных учебниках подобного нет. Государство через образование не ищет будущих специалистов. Тем более в сфере сельского хозяйства, которое на сегодняшний день хоть и остается важной частью экономики страны, но не важнейшей, как это было в советские времена.

Мнение учителя биологии

Но всё это — взгляд обывателя, поэтому я решил узнать мнение специалиста. Для этого мой коллега, практикант NGS55.RU Матвей Рещиков, встретился с омским учителем биологии Ириной Огородниковой. Педагог изучила советское и современные издания и дала им оценку. По ее мнению, советский учебник более подробный в сравнении с современными и имеет хорошую структуру.

— Впечатления от учебника особенные. Во-первых, это очень схоже с тем учебником, по которому мы учились в советские времена. Я так понимаю, что учебник был рассчитан на двухчасовое обучение в неделю. Достаточно подробный, иллюстрации к темам хорошо проработанные, есть практикоориентированные задания. В конце каждого параграфа есть вопросы. Судя по содержанию, здесь очень много параграфов. Это говорит о том, что биология в те времена преподавалась 2 часа в неделю. <...> Очень много приведено примеров домашних животных, их пород. Сейчас эти темы просматриваются только вскользь. [В советском учебнике] есть задание, когда птицы изучаются, устройство скворечника. Сейчас об этом мы можем только мечтать, — комментирует Ирина Огородникова.

Сейчас времени на подробное изучение животных в школьной программе нет

По ее словам, современная программа обучения, в отличие от советской, сильно сокращена. Однако с этого года учебные заведения перешли на издание Суматохина и Трайтака. Оно напоминает советское тем, что полностью посвящено животным. Кроме того, вскоре в школах ожидают новую учебную программу по биологии, которая будет ближе к советской: в 5-м классе школьники будут постигать основы этой дисциплины, в 6–7-м классе ученикам будут преподавать ботанику, в 8-м классе — зоологию, а в 9-м — всё об организме человека.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства