20 сентября понедельник
СЕЙЧАС +5°С

Первый звонок, который не был услышан

Мы сходили на торжественную линейку в школу, где учатся, пожалуй, самые тихие дети Омска

Поделиться

Ни в одной школе выступающие не притягивают столько взглядов

Ни в одной школе выступающие не притягивают столько взглядов

Поделиться

Обычному прохожему эта линейка вряд ли покажется необычной. За ручку родители и старшеклассники ведут малышню в школу, выстраиваются. Директор толкает приветственную речь. Мальчишки зевают, девчонки разглядывают носки своих начищенных до блеска туфель. «Ну и ладно», — пожмет плечами наблюдатель и пойдет дальше. 1 Сентября такое сплошь и рядом. Но стоит ему задержаться хоть на мгновение, и он сразу же смекнет, что вокруг что-то не так. Нет привычных перешептываний учеников с родителями, нет подсказок вроде: «Алеша, поправь галстук», нет заливистого хохота (лишь необычно тихие редкие смешки) и легкого гула от десятков голосов. Тишина.

Тишина и голос директора. Приветственная речь мало чем отличается от таких же в других школах, но слушают ее дети крайне внимательно. Даже, пожалуй, слишком. Они ловят глазами каждое движение губ. И лишь тогда, присмотревшись, наш наблюдатель заметит, что почти у каждого ребенка в ухо вставлен слуховой аппарат. И он всё внезапно поймет...

Слуховой аппарат не дает возможности человеку с проблемами слышать точно так же, как всем остальным

Слуховой аппарат не дает возможности человеку с проблемами слышать точно так же, как всем остальным

Поделиться

Чтобы слышать, надо видеть


Эта фраза звучит довольно парадоксально, но по сути так и есть. Чтобы хорошо понимать, о чём кто-то говорит, дети сопоставляют получаемые звуки с движением губ. Отсюда и столько внимания к говорящим. Им необходимо сосредоточиться, чтобы получить информацию через два задействованных органа чувств.

Линейка тем временем продолжается. К микрофону зовут первоклашек, и на сцену тянется цепочка из мальчика и четырех девочек. Одному из «белых бантиков» дают в руки микрофон. Девочка готовится читать стихотворение. Она открывает рот, и... в этот момент начинаешь понимать, что из этого набора звуков, которые она произносит, разобрать нельзя вообще ничего. Причем видно, что девочка старается, она выучила этот стих назубок, декламирует с выражением, но даже слова разобрать нельзя. Через несколько лет она будет говорить с вами, и вы даже не поймете, что у нее проблемы со слухом, но сейчас понимать ее крайне тяжело. Впереди много работы.

Микрофон следует по цепочке. Следующая девочка внезапно забывает стихотворение. Учительница бежит на помощь с бумажкой, но и это не помогает. Тогда женщина начинает выразительно и беззвучно проговаривать каждое слово. Девочка со страхом смотрит на ее губы и начинает повторять. Буква за буквой, слог за слогом...

А вот старшеклассницы говорят уже без запинки. Лишь легкое растягивание гласных, но оно больше похоже на акцент. Девочки помладше даже оглянулись, чтобы посмотреть, как у них ловко получается

А вот старшеклассницы говорят уже без запинки. Лишь легкое растягивание гласных, но оно больше похоже на акцент. Девочки помладше даже оглянулись, чтобы посмотреть, как у них ловко получается

Поделиться

Следом по программе — песня. Обычная композиция из динамиков, что-то популярное на школьную тематику. На площадку выходит певица (не в нашем обычном понимании), которая красиво передает смысл песни жестами. Девочка восхищенно тянет руку мамы. «Смотри», — беззвучно показывает она пальцем. Мама привычно кивает головой. Шоу заканчивается. Аплодисменты от взрослых. Дети тоже вроде машут руками, подражают, но руки расслаблены, хлопков нет — для них в этом нет смысла.

Песня — что-то среднее между собственно песней и танцем

Песня — что-то среднее между собственно песней и танцем

Поделиться

Ключевая часть любой линейки — старшеклассник выводит за руку первоклассницу. Учительница выносит красивый колокольчик и жестом показывает, что с ним нужно делать. Ребенок понимает с ходу и начинает трясти им, едва он оказывается у него в руках. Трели не прекращаются, даже пока школьница устраивается поудобнее на плече парня. Почетный круг перед строем.

Трудно нести девочку, которой дали четкую задачу трясти колокольчиком

Трудно нести девочку, которой дали четкую задачу трясти колокольчиком

Поделиться

Четыре органа чувств

Даже немного удивляет, что у всех до единого здесь необычно выразительные глаза. В них нет и толики пустоты. Руки всегда в движении. А если нет, то они сжимают чью-то другую руку.

Нет, это не мама держит дочь за руку. Это учительница со своей ученицей

Нет, это не мама держит дочь за руку. Это учительница со своей ученицей

Поделиться

Линейка завершается, и дети разлетаются в стороны, чтобы поиграть. Если не считать всего сказанного, это ничем не отличающиеся от других дети: с синяками, с мечтами о новых модных кроссовках, с ребяческими шутками, с особой любовью к математике или умеющие хорошо играть в футбол. Просто у них вне школы свой язык. Между собой они общаются исключительно жестами, так им легче. Но учителя принципиально жестами с ними не общаются: их главная задача — научить детей говорить.

Обычные девчачьи трели

Обычные девчачьи трели

Поделиться

Ребятам предстоит провести в этой школе чуть больше времени, чем остальным. В адаптивной школе-интернате учатся на год дольше, но изучают всё те же предметы: читают Пушкина или вычисляют синусы. О том, как проходит их обучение, мы рассказывали в прошлом году, и это правда необычно.

Честно говоря, этот снимок прошлого года, а не нынешнего. 1 Сентября у ребят не было занятий

Честно говоря, этот снимок прошлого года, а не нынешнего. 1 Сентября у ребят не было занятий

Поделиться

Кем я стану?

В этом году у интерната двойная радость. За лето школе выделили более семи миллионов рублей на модернизацию. На эти деньги сделали несколько крутых мастерских: в одной можно обучиться швейному делу, в другой — поработать с деревом и металлом, в третьей — освоить полиграфию. Это самые распространенные профессии, на которые могут претендовать ребята. В разнообразии будущих специальностей они по понятным причинам ограничены — стать полицейским или пожарным вряд ли получится.

Еще два миллиона потратили на ремонт помещений, открыли новую сенсорную комнату с сухим бассейном и специальным полом.

Учеба в интернате детям дается нелегко, но отношения с учителями здесь очень сильно отличаются от привычных. Педагоги становятся словно вторыми родителями. И это не пустые слова. Едва на линейке у ребенка от холода задрожат руки, как рядом появляется учитель. Молча он становится рядом и приобнимает.

Покидать интернат детям тяжело вдвойне. После выпуска им предстоит нелегкая борьба за место под солнцем, за баллы при поступлении в колледж или вуз, за признание сверстниками без отклонений, за хорошую высокооплачиваемую работу. Но это всё будет в будущем, а пока они — обычные дети, которые просто не слышат первого звонка.

Поделиться

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Омске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...