— Мама, а где дневник?
— В смысле «где»? А ты его брал?
— Это ты его не взяла!
Обычное 1 сентября в необычной школе. Четверо первоклассников, один третьеклассник и два четвероклассника — вот и все ученики. Учитель один и класс один, а через стенку группа детсада временного пребывания. Собственно, школа, или, как её ласково называют в местном отделе по образованию, «школка» и располагается в здании детского сада.
Но самое интересное здесь — учебный процесс: учитель Галина Крейк управляется со всеми начальными классами одновременно. В теории сложно понять, как это возможно, поэтому проще один раз посмотреть.
Сначала, к восьми, в школу приходят первоклашки. Галина Генриховна занимается с ними час, а потом отправляет на перерыв с самостоятельным заданием. Пока малыши при деле, учитель переходит в четвёртый класс — то есть остаётся на месте и начинает урок со школьниками, которые уже подтянулись к девяти. Свой кусок программы прошли, тоже получили самостоятельное задание — а третий класс в лице одного ученика уже тут как тут. Но и первоклашки сделали свои задания!
На этом месте кажется, что сейчас или система разрушится, или Галине Генриховне придётся делиться как минимум надвое, чтобы везде успеть. Но нет — не рушится и не делится. Хотя, конечно, обедать учительнице некогда, и перерывов у неё нет. Это же дети, они только и ждут момента, когда старший упускает инициативу.
— Это как вы так... одновременно? Я не понимаю.
Галина Генриховна смеётся.
— Тут у меня списочек лежит, главное — не перепутать, с кем о чем поговорить.
— Признайтесь честно, спрашивали со второклассника программу третьего класса?
— Да нет, не было такого. Но бывают моменты, когда они все начинают тараторить, каждый из своей программы — и там да, голова кругом.
Да простят меня педагоги обычных школ: смотришь на это, и уже кажется, что вести урок для одного класса — отдых, а не работа. А Галина Крейк улыбается: в этом году у неё нет второклассников, поэтому, мол, будет значительно проще.
В общем, спустя шесть часов калейдоскопа из нескольких учебных программ дети идут домой, а Галина Генриховна остаётся. Заполняет журналы — бумажный и электронный, проверяет тетрадки, готовится к следующему дню. Раньше, когда Вперёдовская школа считалась самостоятельной, учитель в одном лице был и завучем, и директором, и, да, учителем. Сейчас юридически «школка» — подразделение Андреевской СОШ, но для преподавателя это не многое меняет.
Но Галина Крейк привыкла к таким необычным условиям учёбы с детства — дело в том, что когда-то она сама училась во Вперёдовской школе, и учеников в то время было немногим больше. Кто, как ни она, понимает, насколько сложно учиться и учить в таких условиях.
А ведь когда-то в деревне хотели даже строить девятилетку. Но с перестройкой судьба деревни пошла по типичному сценарию. Плюс многие жители — немцы по национальности — в девяностые решили вернуться на историческую родину. Работы тут нет, население постепенно уменьшается — правда, в последние годы наметилась интересная тенденция: во Вперёд начали перебираться омские пенсионеры, которые своё уже отработали. И природа, и до города относительно недалеко — 35 километров.
В общем, Вперёд пока держится. И местные жители прекрасно понимают, что скорее всего деревня будет жить, пока у неё есть сердце — своя школа.