Образование истории «Благородное неоплачиваемое дело»: учителя советской закалки рассказали о работе в современной школе

«Благородное неоплачиваемое дело»: учителя советской закалки рассказали о работе в современной школе

Педагогам пришлось подстраиваться под новые реалии и осваивать современные технологии

Каково это — учить несколько поколений?

Сегодня 1 сентября, а значит, нарядные первоклашки и воодушевленные выпускники заполонят улицы города. В этом году пандемия диктует свои правила: торжественные линейки пройдут не для всех, но вряд ли это испортит атмосферу праздника. Каждый год в регионе выпускается порядка 30 тысяч школьников. Поколения меняются, а учителя зачастую остаются всё те же. Каково тем, кто воспитывал сначала советских, потом российских детей, и всё ещё продолжает формировать будущее нового поколения? Корреспондент NGS55.RU поговорил с тремя педагогами, которые посвятили всю жизнь школе, и узнал, как они адаптируются к современным реалиям и изменились ли, на их взгляд, поколения школьников.

Людмиле Григорьевне 73 года

В кабинете мировой художественной культуры гимназии № 19 встречает Людмила Григорьевна Орлянская. Обводит строгим взглядом — кажется, сейчас выгонит из класса за то, что задержались. На автомате вырывается дежурное: «Простите за опоздание!» Учитель расплывается в улыбке: «Ну, не школьники же, присаживайтесь». На одной из парт разложены «агитационные» плакаты к 1 Сентября — наставления на отличную учебу и боевой настрой. Людмила Григорьевна рада, что новый учебный год начинается в очном формате: она соскучилась по живому общению с учениками.

Учительница подготовилась к встрече с учениками

Педагог вспоминает: когда в марте объявили о самоизоляции, всех пожилых учителей «под роспись» отправили работать домой «на удаленку».

— Я даже подумать не успела, покупать мне гречку или нет, как звонок в дверь — мои ученики, первый выпуск, стоят с двумя мешками продуктов. Они уже взрослые. А десять лет назад я ногу ломала, пришлось долго сидеть, не ходила. Они тоже всё принесут, полы вымоют и убегут, — с трепетом вспоминает учитель.

У Людмилы Григорьевны было всего три выпускных класса, потому что из-за большой нагрузки редко удавалось взять больше школьников под опеку. В гимназии № 19, помимо основного курса по МХК, она ведёт музыкальный урок по литературе, элективный курс по журналистике, проводит соревнования по интеллектуальным играм. Всё это — при том, что учительнице 73 года. Окончив педагогический институт, она устроилась в Москаленскую районную школу, затем работала директором СОШ в совхозе, была секретарем райкома КПСС, десять лет отдала обкому партии в отделе искусства — занималась художниками, артистами и писателями. Но душа требовала работы с детьми. Тогда она устроилась в гимназию, в которой преподает уже 30 лет. Людмила Григорьевна считает, что современные дети, помимо того, что стали более шустрыми и в совершенстве владеют гаджетами, ничем не отличаются от других поколений.

Людмила Григорьевна в свои школьные годы любила похулиганить

— Дети есть дети. Они лучшая часть человечества. Среди них нет подлецов, ну, они врут, хулиганят, дерутся. Я сама хулиганила в школе, когда училась. Зато у них всегда рот до ушей. Весёлые, энергичные, — с любовью отзывается о школьниках учительница.

Главное, считает она, проводить урок не по стандарту, который разработали в министерстве образования, а так, чтобы было увлекательно для ребёнка.

— Надо детям организовать интересную жизнь. Представьте себе ученика, когда у него по одной схеме все уроки, — да он не захочет в школу ходить. Нельзя все уроки проводить по одному стандарту, — рассказывает Людмила Григорьевна и всё время поглядывает в монитор компьютера: она готовит урок об итальянском живописце Мазаччо из эпохи Раннего Возрождения.

Учительница быстро освоила компьютер

— Я мигом освоила компьютер. Я, конечно, первое время говорила, что надо ручкой писать. Потом быстро научилась щелкать, — смеётся учительница.

Её выпускники — известные и не очень писатели, инженеры, которые трудятся в космической отрасли, кинорежиссёры, будущие вокалисты и артисты. Людмила Григорьевна считает, что учителя могут влиять на будущее детей.

— Каждый думает: «Зачем мы живём на земле?» А у нас нет с этим проблем. У нас благородная профессия, нужная всем. Тебе никогда, как Печорину, не придет мысль в голову: «Где-то же была моя цель?» Она у нас есть. Ты спокоен внутренне, потому что делаешь благородное… неоплачиваемое дело, — смеется учительница. — Мы выпускаем детей. Мы влияем на их будущее.

Людмиле Александровне ученики присылают фотографии в мессенджере

Урок русского языка и литературы. Учитель Людмила Александровна Чумакова не любит, когда ученики опаздывают, и, как только начинается занятие, закрывает дверь на замок.

— Мальчишки опоздали, а я говорю: «Ну и пусть занимаются в коридоре!» Они тут же мне высылают по WhatsApp фотографию, мол, впустите нас, пожалуйста. Другие бы постучали, а современные дети отправили фотографию, — с улыбкой вспоминает учительница.

Людмиле Александровне 62 года. Она работает в 135-й школе 29 лет. Преподает русский язык и литературу детям с 5-го по 11-й класс.

Людмила Александровна Чумакова преподает в школе русский язык и литературу

По её словам, раньше дети были более доброжелательными, больше общались не по телефонам, а вживую, но, с другой стороны, современные ученики мобильнее, быстрее адаптируются и на уроках, и в жизни. Подстраиваться под современные реалии приходится и педагогу.

— Раньше была библиотека. Сейчас дети ищут всё в интернете. Приходится придумывать такие задания, ответов на которые там нет. Бывает, сама прошу что-нибудь найти в интернете — адаптируюсь — всё равно они лезут в телефон, — делится учитель.

Учительница считает, что раньше дети были более доброжелательными

Людмиле Александровне самой нравится работать с современной техникой. Говорит, что стало намного проще, за исключением некоторых моментов.

— Если я раньше вручную всё писала, то теперь запросто набираю на компьютере. Сейчас мне с этим проще. Если бы у нас ещё было в достаточном количестве техники, было бы легче, а так как у нас один ноутбук на всё методобъединение — сложно. Поэтому большую часть работы мы делаем дома, — рассказывает педагог.

Из-за того, что в школе всего один ноутбук, Людмиле Александровне приходится работать ещё и дома

Людмила Александровна осознает, что скоро нужно будет уступить дорогу молодым специалистам, но пока претендентов не так много, а сил ещё полно.

— Наверное, я привыкла, ещё есть силы. Мне скучно дома, общения не хватает. Держит любовь к детям, предмету. Мы люди старой закалки. Если позволит здоровье — ещё поработаю, — поделилась Людмила Александровна.

В фойе лицея № 137 встречают деревянные павлины

Двор 137-го лицея украшает яркое дерево из бабочек, а в фойе учреждения посетителей встречают два расписных деревянных павлина. Все изделия — дело рук учителя технологии Николая Александровича Бояркина и его подопечных — учащихся с 5-го по 8-й класс.

— Умение думать головой и работать руками ещё никому не навредило, кем бы вы ни хотели стать, — считает учитель.

Николай Александрович Бояркин преподает в лицее технологию

Николая Александровича по общепринятым меркам пожилым назвать нельзя — ему 58, но всю свою жизнь он посвятил работе в сфере образования. Трудился в одной из сельских школ в Казахстане, откуда родом, затем стал директором, а после переехал в Омскую область и устроился в школу в Москаленках. В лицее № 137 он работает трудовиком 7 лет.

— Говорят, что времена меняются. Часто слышишь «современная молодежь». Я не согласен. Дети все хорошие. Главное — подход. Прежде всего нужно оставаться человеком. У меня с детьми нет панибратских отношений, но я с ними выстраиваю человеческие отношения, и это мне помогает в работе, — поделился секретом воспитания современных школьников учитель.

На уроке труда более свободный стиль общения

К гаджетам на уроках Николай Александрович относится философски: не только разрешает школьникам искать эскизы какого-нибудь изделия в интернете, но и позволяет отвечать на звонок прямо во время занятия.

— В жизни всякое бывает. У меня урок отличается от математики, здесь более свободный стиль общения. Может быть, в этом есть определенные нарушения, но человеческий фактор никто не отменял, — продолжает трудовик.

Когда учитель сам был учеником, на уроке труда ему с одноклассниками не хватало оборудования

Николай Александрович считает, что сейчас для современных детей созданы все условия. Например, когда он сам учился в школе, то на уроке труда на семь человек был один рубанок. Теперь же оборудования хватает каждому. У учителя никогда не было выпускных классов, тем не менее его «мальчишки», окончившие школу, часто заглядывают в гости.

— Некоторых встречаю на улице, здороваемся за руку, спрашиваем, как друг у друга дела, — улыбается педагог.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства