Коронавирус нарушил привычный ход жизни большинства из нас. Одними из тех, на кого пандемия повлияла больше всего, оказались учителя, выпускники и их родители. Молодой преподаватель истории и обществознания Степан Кошкарёв написал для NGS55.RU колонку о том, как в этом году проходит одно из самых волнительных испытаний в жизни девушек и парней — единый государственный экзамен.
Несмотря на многочисленные споры, ЕГЭ в этом году решили не отменять. Правда, пошли на уступки: отменили ОГЭ для девятых классов и сделали ЕГЭ необязательным, то есть необходимым только для поступления. Те выпускники, которые не планируют поступать в ВУЗ, могут не сдавать экзамен.
С какими проблемами столкнулись родители, ученики и учителя? Разберемся по порядку.
Родители
Родители — те, кто, на мой взгляд, меньше всего пострадал из-за ЕГЭ в условиях пандемии. Думаю, что они все так же переживали за своих детей, как и в прежние выпуски, и для них этот год мало чем отличается. Хотя повышенное эмоциональное напряжение чувствовалось и у них. В общении с родителями я видел тревогу из-за сложившейся неопределённости, а также переживание за здоровье детей.
Ученики
Больше всего досталось именно детям, причем в психологическом плане. Стрессоустойчивость — это, конечно, хорошо, но если есть возможность избежать лишних седых волос в столь юном возрасте, то оно того стоит.
Начнем с того, что выпускники были на эмоциональных качелях всю весну. Даты проведения ЕГЭ озвучивались и менялись очень часто. Весь апрель чиновники говорили о том, что экзамены пройдут по плану, то есть в конце мая — начале июня. Ближе к середине мая стали говорить о середине — конце июня, потом была информация о том, что экзамена вообще может не быть, а в двадцатых числах мая поставили точку и установили даты, по которым выпускники и сдавали экзамены (первый прошёл 3 июля).
А теперь представьте себя на месте ученика 11 класса, который последние несколько месяцев не ходит в школу, должен искать мотивацию и подгонять себя для подготовки к экзамену, вокруг пандемия, экономический кризис, а вы собираетесь в вуз поступать, да и вообще жизнь впереди. А всё вокруг очень неопределенно.
Надо отметить, что интеллектуальный тонус для успешной сдачи экзамена не может длиться очень долго. То есть выпускник готовится к конкретной дате, а если она постоянно отдаляется, то это провоцирует определенную психологическую и интеллектуальную усталость. Хорошо, если он сможет справиться или рядом окажутся люди, которые помогут. А если нет?
Многие выпускники жаловались на отсутствие живого общения с учителем, эмоциональной поддержки от него и т. д. То есть им было необходимо то самое живое образование, а не дистанционное. Некоторые дети рассказывали, что у них банально нет компьютера, а подготовка к экзамену с телефона очень неудобна.
На самих экзаменах выпускники, у которых не было нормального выпускного, получили уникальный опыт:
— очереди по 30–40 метров у пунктов проведения с соблюдением социальной дистанции;
— традиционный досмотр на входе, проверка температуры. Те, у кого была повышенная температура, не допускались на пункт проведения экзамена;
— жара в аудитории. Так получилось, что экзамены выпали на очень жаркие дни. «Никто» же не мог предположить, что начало июля — это самая жаркая часть лета. И в аудиториях, которые находились на солнечной стороне, бывало очень душно. Правда, для выпускников сделали послабление: они могли писать экзамен без перчаток и масок;
— у некоторых детей ухудшалось самочувствие до или во время экзамена, и они были вынуждены закончить написание работ раньше или вообще так к ним и не приступить.
Думаю, что дети точно не забудут такие «яркие» события.
Учителя
Учителя на ЕГЭ в период пандемии столкнулись с традиционными проблемами, но помноженными на особенности этого года:
— многие педагоги вынуждены были прервать свой отпуск на время проведения ЕГЭ;
— учитель должен находиться в пункте проведения в маске и перчатках. Это касается всех организаторов: аудиторных и внеаудиторных, технических специалистов и т. д. А теперь представьте, как должен чувствовать себя педагог, который сидит четыре часа в жаркой аудитории в маске и перчатках, и снимать их нельзя. Добавим ещё одну вводную. Большинство учителей — это женщины в возрасте. Итог: в таких условиях тяжело работать, но очень легко получить тепловой удар;
— учителям запрещено снимать маски в аудиториях, а значит, для того чтобы попить воды, нужно покинуть кабинет. Мелочь, а неприятно;
— никакого регламентированного перерыва для учителя не предусмотрено. Ответственные за пункты проведения экзамена специалисты на свой страх и риск организовывают условия для отдыха учителей. Но это относится далеко не ко всем школам: всё очень и очень индивидуально;
— компенсация за работу на пункте проведения, предусмотренная в Омской области, — 43 рубля в час. Учитель находится там с 8 утра до 14–15 часов в зависимости от продолжительности экзамена. В этом году министр образования Омской области Татьяна Дернова обещала увеличить выплаты педагогам, которые работали на ЕГЭ: 200 рублей в день, если они находились на этажах, и 300 рублей, если в аудиториях. С одной стороны, работа на экзаменах для учителей была просто трудовой повинностью, но теперь она оплачивается, с другой стороны, эта оплата унизительна и не может рассматриваться как компенсация или достойная оплата за труд. Ну и всегда остается третья сторона: учитель несет юридическую ответственность во время экзамена, штрафы могут достигать 40 тысяч рублей.
Что в итоге?
Мы имеем результаты экзаменов по некоторым предметам. Где-то выросло количество стобалльников, где-то вырос средний балл. Говорит ли нам это о том, что дистанционное образование не помешало? Думаю, нет. Поскольку в этом году сдавали только те, кто планирует поступать, то есть те, кто готовился целенаправленно. Также нужно разбирать сложность самих заданий и учитывать критерии оценки, поскольку они меняются от года к году и могут быть лояльнее или жестче по отношению к выпускнику.
В условиях пандемии проводить экзамен, на мой взгляд, весьма легкомысленно. Даже если принять все меры безопасности, всегда остается небольшой шанс, что могут быть те, кто заболеет. Люди, которые сталкивались с коронавирусом не через новости, а в своей жизни, знают, что удовольствия от такой болячки очень мало. И рисковать жизнью и здоровьем детей и учителей весьма и весьма неосмотрительно. Почему нельзя было обойтись в этом году без экзамена? Вопрос сложный: возможно, чиновников не удовлетворили аргументы в пользу отмены ЕГЭ, возможно, альтернативы этой форме аттестации действительно нет, а может, причиной было то, что стоимость проведения такого мероприятия составляет миллиарды рублей.
Согласны с автором?