Омский учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв продолжает серию публикаций на NGS55.RU, посвященных проблемам образования. На этот раз он решил написать о глобальных проблемах в образовании и о том, как изменить сложившуюся ситуацию.
— Я уже писал о проблемах в российской школе: о ЕГЭ, агрессии и причинах, по которым молодые специалисты уходят из образования. Можно долго и упорно продолжать поднимать всё больше и больше проблемных тем, рассуждать о противоречиях в школьном образовании. И, конечно, я обязательно это буду делать, но сейчас я хочу рассказать о том, что, по моему мнению, нужно изменить, чтобы наше образование стало лучше.
Предупреждаю, что часть тех пунктов, которые я приведу, масштабны, но это важное условие для осуществления перемен. Эти положения требуют времени для реализации, а также сил и средств.
Шаг 1. Объединение работников образования, родителей и детей в школе
Рассуждая о насилии в школе, я описывал ситуацию, где учителя, родители и дети часто чувствуют себя, как на войне, и находятся в постоянной конфронтации. Да, причины конфликтов и претензий понятны: большая нагрузка учителей, школьные поборы, вызывающее поведение детей, нагрузки родителей и т. д. Но за всеми этими ситуациями мы часто забываем об одном маленьком моменте: педагоги и родители на одной стороне и занимаются одним делом — воспитанием и образованием детей. Что это означает на практике?
Низкие зарплаты педагогов — это не проблемы учителей, это проблемы всех участников образования (педагоги, дети, родители), поскольку учителя учат детей, и от качества и квалификации педагога будет зависеть и качество образования ребенка. А квалификация и качество учителя зависят от его уровня жизни — здесь не прямая связь, но имеющая значение. Следовательно, от решения этого вопроса выиграют все.
Здоровье ребенка — это проблема как родителей (потому что это их дети), так и учителей (потому что они этих детей учат и воспитывают). Подобные примеры можно перечислять и перечислять. Сегодня все участники образования стали заложниками той системы, которая сложилась в этой сфере.
Педагоги, родители, дети, да и всё общество в целом должны понять и принять позицию о том, что вопросы образования — это вопросы каждого человека, и нужно проявлять солидарность и быть готовым к пониманию и к помощи. В современных условиях решить самые важные вопросы можно лишь консолидировано, это касается не только школы.
Шаг 2. Повышение финансирования сферы образования
Недофинансирование образования — это ключевая тема на данный момент. Сегодня доля расходов на образование в России — около 4,1% от ВВП (98-е место в мире), а в среднем страны с высоким уровнем экономического развития тратят 4,5–5%. Для достижения таких показателей России требуется добавить около 1 триллиона рублей. Я не говорю о том, что страны, которые хотят получить экономический рост, должны тратить не менее 7% от ВВП, а значит, нам необходимо увеличить расходы вдвое.
Нехватка финансов проявляется буквально во всём:
— низкие зарплаты учителей;
— некачественное питание в образовательных учреждениях;
— материально-техническое обеспечение школ (компьютеризация, интернет, лаборатории и т. д.);
— нехватка самих школ и обучение в классах по 25–30 человек, а где-то и больше. Также обучение во вторую, а иногда и в третью смену;
— и т. д.
Российской школе нужны вложения и принципиально иной подход в финансировании. Сегодня эта отрасль наполняется деньгами по остаточному принципу.
Шаг 3. Создание единого образовательного пространства
В словосочетании «система российского образования» есть одно лишнее слово — «система». Дело в том, что сегодня мы можем увидеть совершенно разные условия обучения детей в школах как внутри одного города, так и по стране. И различия будут не только и не столько косметическими, сколько качественными. В чем же это проявляется:
— Росстат перечислил регионы с самыми высокими и самыми низкими заработными платами учителей в январе-сентябре 2019 года. Так, максимальную сумму за свой труд получают педагоги Чукотки (99 тысяч рублей), а самые маленькие зарплаты зафиксированы в Северной Осетии (22 тысячи рублей). У столичных учителей — 97 тысяч. В 2018 году московское правительство за один из кварталов заявило, что средняя зарплата в Москве — 107 тысяч рублей. Я очень рад за московских учителей, но при этом хочу сказать, что сегодня происходит игнорирование принципа равной оплаты за равный труд, потому что разница в зарплате может быть в разы. Это приводит к тому, что многие сильные учителя уезжают из одних регионов в другие;
— Школьное образование в России большей частью финансируются за счет средств региона. Состояние дел в школах во многом зависит и от количества денег в бюджете. Что же у нас получается: 72 из 85 субъектов РФ получают дотации. Омская область находится в этом же списке дотационных регионов.
Ну и главное — Министерство финансов, которое занимается проблемными регионами и их долгами, ставит для субъектов вопрос ребром и требует сокращать «неэффективные расходы». К таким расходам, как правило, относятся категории из образования (семейное образование и сельские школы) и медицины (сельские и городские больницы).
К тому же сами бюджеты регионов и муниципалитетов страны очень и очень разные: Москва — 2799 млрд руб., Санкт-Петербург — 665 млрд руб., Екатеринбург — 44,1 млрд руб., Новосибирск — 41,2 млрд руб., Красноярск — 30,3 млрд рублей, Омск — 18,5 млрд рублей.
Отсюда мы получаем в большинстве школ России бесконечные поборы на всё, потому что у образовательных учреждений просто нет денег на разные попутные расходы для содержания здания. Этим всё не ограничивается — большинство регионов и муниципалитетов не имеют денег на финансирование дополнительного образования, а также не имеют доступной, качественной и современной инфраструктуры для этого. Ну и есть, например, Москва…
Сегодня мы получаем систему, где Чита живет как Монголия, Москва — как Чехия, а Омск — между ними. Необходимо более равномерное распределение средств, требуются перемены в налогообложении регионов России. Всё вышеперечисленное приводит к тому, что дети, которые живут в одной стране, учатся в совершенно разных условиях, буквально в разных вселенных. Не верите? Вот наглядный результат доступности и качества образования: больше половины всех золотых медалей Всероссийской олимпиады школьников завоевали учащиеся из Москвы.
Шаг 4. Снижение нагрузки на детей
Современные дети живут в мире, где информация льется буквально из каждого чайника, а некоторые реформаторы каждые полгода предлагают то новый обязательный экзамен, то новый предмет, то еще что-нибудь интересное, забывая, что время ограничено и учебная программа тоже.
Достанется тут и педагогам, которые задают по своему предмету, как будто он единственный, и ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), который предполагает развитие самостоятельной работы ученика. То есть учись дома сам.
Ну и много всего вокруг, что отвлекает. В итоге мы получаем ситуацию, когда у детей куча заданий, а они просто не способны успеть за главным и освоить всё. Это сказывается на качестве образования, а также на здоровье детей.
Шаг 5. Отказ от «теории услуг» в образовании и переосмысление школы на основе советского опыта
Идеологию образовательной политики в современной России можно уместить в формуле: «Мы живем в условиях рыночной экономики: образование — услуга, знание — товар». Рыночные отношения целенаправленно растили на протяжении долгих лет. Сегодня учитель, по мнению некоторых чиновников, оказывает услуги, а не учит и воспитывает. «Теория образовательных услуг» порочна по своей сути и убивает настоящее «живое образование», где личность воздействует на личность.
Услуга — это отношения, где результат зависит от одной стороны. В образовании результат точно зависит от обеих сторон, а значит, это социально-значимая работа по формированию личности, её воспитанию и обучению.
Но отказа от «теории образовательных услуг» будет мало. В международных рейтингах эффективности образования наша страна занимает относительно неплохие позиции.
Согласно рейтингу PIRLS, по уровню грамотности школьников в начальной школе Россия занимает первое место. И это выше Сингапура, опыт которого изучается в Омской области, и выше всех «азиатских тигров», а еще намного выше США. Качество образования в советский период было одним из лучших, но даже в антисоветский период качество образования в России значительно выше американского.
По системе оценок TIMSS, где сравнивается грамотность школьников 4–8 классов, в XXI веке Россия была в десятке лучших, лишь однажды выпав из нее.
И наконец, по системе оценок PISA, где оцениваются школьники 15 лет, Российская Федерация в последние 20 лет находится в четвёртом десятке, один раз выпадала в пятый, несколько раз поднималась в третий.
Несмотря на всё это, невозможно быть довольным качеством образования в современной школе. Конечно, найдутся исключения, обязательно будут учреждения, где сохранены традиции и т. д. Но это не меняет общей ситуации. Наши позиции значительно отстают от позиций советской школы. СССР имел одну из лучших систем образования в мире, которая всё ещё сохраняет свой след сегодня.
Особое место среди современных тенденций образования занимают бесконечные заимствования образовательных практик из других стран. Конечно, это всё хорошо, но зачем придумывать что-то новое, когда и так всё работало?
Отмечу лишь, что позиция по этому вопросу проста: XXI век принес в жизнь и экономику человека много нового. Мир изменился, и, конечно, образование также должно меняться, но для этого необходимо не заниматься поиском авторитетов за рубежом, пустым копированием нового и разрушением старого, а прежде всего надо переосмыслить мощнейший педагогический опыт своей собственной страны, а также саму школу в том виде, в котором она есть сейчас.
Шаг 6. Строительство новой экономики, где востребованы массы образованных людей
Сегодня в России сохраняются минимальные темпы роста ВВП, реальные доходы граждан в 2024 году лишь на 1% превысят аналогичный показатель 2013 года. В экономике страны растут две вещи: долларовые миллиардеры и бедность. Если коротко, то страна нуждается в изменениях.
Причем тут образование? Оно не находится в вакууме, а обеспечивает существующую экономику рабочей силой. И от развитости экономики и её содержания будет зависеть и уровень образования и науки. В СССР был мощный научно-образовательный комплекс по той причине, что была мощнейшая промышленность, которая требовала массового количества образованных людей.
Российская экономика иная. Если мы сделаем пять шагов, но не сделаем шестой, то получится, как в Омске. В официальном рейтинге Индекса развития человеческого потенциала среди регионов России наша область занимает 21-е место по благосостоянию, 46-е по долголетию и 5-е по образованию. В среднем по уровню человеческого развития — 16-е. Понятно, что, если в городе большое количество образованных людей, то они и ожидают уровня доходов, достойного их образования; когда они этого не получают, то они часто ищут другое место.
Какую тему для колонки осветить Степану в следующий раз?