Каким вы представляете себе учителя? Быть может, это седовласая женщина в однотонном костюме. Она смотрит на класс поверх очков и говорит спокойным и назидательным тоном. Или усатый учитель физкультуры лет 55, который прячет пузико под олимпийкой и придерживает рукой висящий на шее свисток.
Едва ли в голове возникает образ красивого молодого мужчины, который публикует в Instagram фотографии с отдыха, где катает девушку на водном мотоцикле, показывает свой загорелый торс, а в свободное от школы время выступает в Госдуме. Но именно такой учитель достался ученикам омского лицея № 137. На этой неделе героем рубрики «Покажи свой Instagram» стал учитель истории и обществознания Степан Кошкарёв. В беседе с NGS55.RU он рассказал о том, почему выбрал профессию учителя, как относится к своим ученикам и зачем занимается политикой.
Степану Владимировичу доставляет письмо галактическая почта. На нём нарисованы необычные символы, а имена адресата и отправителя старательно выведены детским почерком. Автор — пятиклассник, который решил направить поздравление с Новым годом учителю из своей школы. Правда, Степан Владимирович у него не преподаёт. Зато он активно общается с детьми, спрашивает, чем они интересуются, и даже шутит на переменах.
Степан работает учителем уже четвёртый год. После выпуска из педуниверситета он попал в школу № 72, а сейчас учит детей 5, 8 и 9-го классов в лицее № 137. Историей и политикой омич интересовался с детства и не забывал о своём увлечении. Так он оказался на истфаке.
Сейчас Степану 27 лет. Он вспоминает фразу, которая бытует среди его коллег, про то, что молодость — это недостаток, который проходит с годами. Правда, есть в этом и свои плюсы. Молодой учитель говорит, что его возраст позволяет лучше понимать, чем живут современные дети, какие они сами, какие у них кумиры и какая культура их питает.
— А дети сейчас совершенно другие. Они не плохие. У многих есть представление, что молодежь какая-то неправильная. Они просто другие, и это надо принять и понять.
Педагог замечает, что очень уважительно относится к своим ученикам — не как к детям, а как ко взрослым.
— Да, они очень юные, но если строишь с ними искренние и открытые отношения, то они стараются соответствовать уровню доверия к ним, — делится он.
— Очень важно чувствовать состояние детей в классе, они же не роботы. Сегодня готовы к работе и с ними можно сделать очень многое, а завтра устали и нужно сбавить темп. Юмор очень помогает настроить их на нужный лад, но тут главное — не переборщить, а то потом работа совсем не пойдет.
Степан признаётся, что в свою очередь его очень поддерживают близкие. Его девушка тоже работает учителем — она преподаёт изо.
Хорошую форму Степану помогает поддерживать спорт. Он занимается фитнесом, футболом и баскетболом.
В профиле парня можно увидеть снимки с профессиональных фотосессий, которые дадут фору иным обложкам Men's Health или GQ. Некоторые ученики даже спрашивают совета у учителя по поводу своего внешнего вида. На вопрос о влюблённых ученицах Степан скромно даёт понять, что в такие ситуации не попадал.
С некоторыми учениками молодому учителю удавалось выстроить по-настоящему дружеские отношения. После выпуска ребят он наблюдает за их успехами через соцсети, там же удаётся пообщаться и даже посоветоваться по волнующим вопросам.
— Когда преподаешь, ты понимаешь, что твой труд не пустой, не гонка за сиюминутной целью, а что-то большее, потому что видишь, как твоя работа влияет на жизнь разных людей, как они изменяются и становятся лучше, — продолжает он.
При этом педагогу и самому нужно постоянно учиться чему-то новому. Работа в школе не ограничивается подготовкой к урокам, самими занятиями, помощью детям перед олимпиадами и конкурсами.
— Учитель дает детям не только знания, но и часть своей личности. А чтобы что-то дать, надо всегда получать что-то новое: читать, смотреть, слушать. Поэтому учитель — это состояние души, а не рабочий график, — уверен он.
— Ты всегда живешь в состоянии вызова, ты должен развиваться, становиться лучше, выходить за рамки привычного, чтобы быть ориентиром для своих учеников. Саморазвитие — важный фактор, — продолжает Степан.
Правда, к этому он пришёл не сразу. После вуза решил пойти в 72-ю школу, потому что было жалко учиться шесть лет на истфаке и отдать предпочтение другой сфере. Оказалось, что это одна из самых старых школ города, со своими традициями и отличным коллективом.
Но зарплата в школе не устраивала молодого человека, и он решил покинуть сферу образования. По его словам, российская школа имеет неплохую базу в виде естественных и точных наук, а также хорошую начальную школу. Но в ней есть очень много проблем, которые нужно срочно решать.
Со временем Степан вернулся в образование, потому что ему хотелось делать то, что он действительно любит.
При этом у него есть вторая работа — Степан является также помощником депутата Госдумы Олега Смолина.
— Во многом меня спасает вторая работа, в данном случае школа скорее хобби, — рассказывает молодой педагог. — В XXI веке на одном энтузиазме далеко не уедешь, тем более что за достойный труд надо достойно платить. К сожалению, этот принцип у нас пока не соблюдается — и это приводит к тому, что престиж и значимость образования падают, как и престиж работы учителя.
Политикой Степан начал заниматься в 19 лет — был общественным наблюдателем на выборах в Госдуму 2011 года. А дальше затянуло. Молодой человек убеждён, что каждый должен быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг: в его подъезде, доме, дворе, округе, городе, области, в стране.
— Моя политическая деятельность дает мне как учителю практику: я не просто рассказываю детям то, что было мной прочитано и понято, а то, что я действительно делаю, делал, непосредственно вижу, в чём участвую. Мне кажется, что это важно, — отмечает он.
Недавно Степан выступил на общественных слушаниях, на которых обсуждалось воссоздание Ильинского собора. Там он предложил инициаторам проекта не лишать омичей сквера в центре города, а потратить деньги на школы, больницы, заводы, дороги и общественный транспорт.
— Меня с детства учили, что нельзя мириться с несправедливостью, что надо защищать и помогать тем, кто не может постоять за себя. Видимо, я воспринял это слишком буквально, — с улыбкой говорит он. — С возрастом всё больше замечаешь несправедливости вокруг, понимаешь причины, понимаешь, что не придет ни герой, ни царь, ни бог, который решит эти вопросы, что это зависит только от наших поступков.
Омич признается, что с лёгкостью совмещает две работы, потому что любит и ту и другую. Рассуждая о власти и политических амбициях, он замечает, что не видит смысла занимать какой-либо пост только ради самого поста.
— Если ты что-то можешь дать людям, дать обществу, то делай. Вообще есть хороший принцип: делай что должен, и будь что будет. Сейчас я делаю то, что могу, а остальное — время покажет.