В первом полугодии 2022 года Банк России выявил на территории нашей страны 954 компании с признаками финансовых пирамид. Это в 6,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Похоже, что россияне снова готовы нести свои деньги в непонятные организации, несмотря на то, что многие из них еще совсем недавно обожглись на масштабных финансовых пирамидах вроде «Финико» или «Кэшбери» и потеряли миллионы рублей.
В чем же секрет доверчивости наших граждан? Следуют ли они слепой вере в «безграничный заработок» и «успешный успех» или идут в подобные организации осознанно, надеясь наживиться на наивных соотечественниках, которые придут в эти проекты за ними? Этим вопросом я задаюсь всякий раз, когда рассказываю про финансовые пирамиды. Также я сталкиваюсь с одной проблемой — это отсутствие какой-либо конкретики в презентациях так называемых «лидеров» проектов (или «зазывал», если говорить простонародным языком). Такой лидер обязательно расскажет вам, как преобразилась его жизнь после того, как он пришел в ту или иную компанию, и как сами собой начали гаситься кредиты и ипотеки. Он наверняка упомянет о том, что под лежачий камень вода не течет, а «успешный успех» приходит только к активным и деятельным людям. Но практически не расскажет о том, чем предстоит заниматься новичку, сколько денег придется вложить на старте, а главное — умолчит о том, что компания внесена Центробанком в список организаций с признаком финансовых пирамид.
«Попала в матрицу»
В проекте Lime company, или BitLime, россиянам и жителям стран СНГ предлагают научиться зарабатывать деньги в интернете, а заодно и приобрести уверенность в себе. Участникам проекта сулят «бесконечные выплаты» во внутренней валюте компании — некоем битлайме. Но для начала необходимо вложить минимальный депозит для покупки «бизнес-места» — 100 битлаймов, которые эквивалентны 0,001 биткоину или 1257 рублям по нынешнему курсу, либо заплатить 15 долларов для входа на классическую площадку проекта (она называется «lime»). Есть еще две платформы для тех, кто желает приобрести с вырученных в проекте денег недвижимость (в таком случае на старте нужно заплатить 500 долларов) или автомобиль (нужно заплатить 330 долларов). Дальше нужно приглашать в проект своих друзей и знакомых. Одна из лидеров проекта Виктория Ястреб в своем обучающем видео рассказывает, как это делать: «Людям нужно создать ценность. Если вы им скажете о том, что в проекте можно получить несколько сотен тысяч долларов, они туда пойдут». Участников проекта также учат не бояться быть навязчивыми: «Поблагодарите своего будущего наставника за то, что он пригласил вас на эту презентацию. Потому что этот человек ментально дал возможность стать долларовым миллионером».
До недавних пор у Lime company не было какого-либо продукта — главная задача людей, присоединившихся к компании, заключалась в том, чтобы зазывать в нее знакомых. Но недавно продукт у компании все-таки появился — это образовательные курсы, которые можно пройти онлайн. Обучают на этих курсах интернет-маркетингу и продвижению в соцсетях. Разумеется, все образовательные компании так или иначе обучают премудростям сетевого маркетинга.
Основательницей Lime company считают 45-летнюю москвичку Екатерину Цуканову. «Открытая, сердечно любящая людей, уникальный математик и глобальный стратег», — так описывают ее соратники. Об успехах своей компании Екатерина рассказывает скромно: «Создавался бизнес не для грандиозности совершенно. Я не могу сказать, что я всю жизнь в матрицах. У меня всегда бизнес был на земле, причем исключительно мужской — строительством занималась. Просто жизнь сложилась так, что мне пришлось сесть дома. У меня рухнул бизнес на земле, и я полезла в интернет, начала разбираться, как что работает, и попала в матрицу…» «Матрицей» называют вид маркетинга, в котором, в отличие от сетевого, не нужно рекламировать и закупать продукт компании (БАДы, косметику или фиточаи). Придется просто вкладывать деньги, чтобы они «перетекали» (именно так выражаются участники матричных проектов) от одного человека к другому, если ему удастся пригласить в компанию знакомых, а те сделают то же самое.
Казалось бы, чем не мечта — никакой рутинной работы, деньги перетекают из рук в руки, только записывай видео с восторженными отзывами о компании и рассказывай близким о ее преимуществах. Однако Центробанк уже увидел в ее деятельности признаки финансовой пирамиды.
Кредит на товар
[Обновлено, 13 сентября, в 23:00] В этом месте был блок про ещё одну компанию, однако она на территории РФ официально пока не имеет пометок «с признаками финансовой пирамиды». Мы приносим свои извинения за неточность.
«Система дарения»
Как отмечается в отчете Центробанка, в последнее время в России резко выросло количество «хайп-проектов» (так называют мошеннический проект, похожий на фонд коллективных инвестиций, который существует только в интернете). Они действуют исключительно в мессенджере Telegram и привлекают средства с помощью telegram-ботов.
Для начала работы с ботом пользователя призывают просто перейти по ссылке из telegram-канала и написать текстовое сообщение. Один из таких проектов — компания YouGift, которая позиционирует себя как «система дарения». В качестве подарков участники принимают друг от друга деньги. «От человека к человеку — подарки поступают к вам на ваш счет. Нет третьей стороны, контролирующей любые деньги, всё прозрачно и открыто», — заявляют организаторы проекта. Приглашая друзей и близких, участники занимают места за неким «столом», самый престижный из которых именуется «бриллиантовым» (также есть «бронзовые», «серебряные» и «золотые» — чем больше людей приведешь в проект, тем стол более драгоценен). Информация об организаторах проекта умалчивается — его концепция построена на том, что у компании якобы нет централизованной верхушки, которая забирает себе все деньги.
— Не нужно иметь каких-то особенных навыков, какого-то волшебного образования. Всё очень просто — нужно подарить подарок тому столу, который вы выбрали, и пригласить двух единомышленников, которым вы желаете добра, и помочь им пригласить других участников. Эта история будет повторяться, и тогда мы получим результаты, — рассказывает участница проекта Наталья.
«Подарить» нужно сумму в 10 тысяч рублей — такова стоимость входа в проект. Дальше эти деньги распределяются между другими участниками. Схема аналогична тому, как функционирует любая классическая финансовая пирамида, и здесь этого никто не скрывает. Но в YouGift ее преподносят как некое безусловное благо и добро, которое несут в мир ее адепты. Вместе со своими деньгами, разумеется.