Где хранятся бюджетные деньги? Откуда они берутся и куда исчезают? Как и зачем региону помогает Федерация? Что будет, если деньги в казне закончатся и зачем Омская область постоянно берет кредиты? В министерстве финансов Омской области (отдельно благодарим за помощь в подготовке материала помощника министра Ольгу Умову) нам помогли найти ответы на несколько таких вопросов о региональном бюджете — с одной стороны, простых и наивных, с другой стороны, позволяющих обычному человеку понять, что же такое бюджетный процесс и почему он выстроен именно так.
- Есть ли сейчас аналоги денежных кладовых царских времен или все бюджетные деньги теперь на счетах?
- Откуда областной минфин узнал заранее, сколько денег поступит в бюджет в следующем году?
- Дотации, субсидии, субвенции — федеральную поддержку называют по-разному. Эти формы отличаются?
- Если денег не будет хватать и Омская область станет банкротом, по долгам региона заплатят жители?
- Сколько денег в бюджете региона приходится на каждого жителя Омской области?
- Если на каждого человека приходится конкретная сумма, нельзя ли эту сумму получить на руки?
- Бюджет области — около 100 миллиардов. Куда уходит столько денег и кто решает, как их потратить?
- Бюджет Омской области на 2019 год сформирован с дефицитом. Регион снова наращивает долги?
Есть ли сейчас аналоги денежных кладовых царских времен или все бюджетные деньги теперь на счетах?
Конечно же, никакой денежной кладовой за семью печатями ни в здании областного минфина на Орджоникидзе, ни в здании областного правительства нет, как нет и «наличных» бюджетных денег. На бюджетный счет деньги поступают в безналичной форме и выделяются из бюджета получателям тоже в безналичной. Средства бюджетов всех уровней — федерального, областных и муниципальных — хранятся на счетах, открытых в Центробанке РФ.
Откуда областной минфин узнал заранее, сколько денег поступит в бюджет в следующем году?
Базовые параметры бюджета Омской области на будущий год минфин, действительно, сформировал уже в августе.
Цифры не берутся с потолка, они планируются на основе ряда документов. Во-первых, на основе трехлетнего (то есть планового) бюджета, во-вторых, исходя из прогноза социально-экономического развития региона, который ежегодно составляет областное минэкономики. В-третьих, минфин опирается на прогнозы главных администраторов доходов (налоговой службы, например).
Примерно на две трети бюджет Омской области состоит из налоговых и неналоговых доходов. В 2020 году это 67,5 миллиарда рублей. Остальной объем — это федеральные поступления. По ним пока предусмотрено 23,3 миллиарда рублей, но это еще не предел. Как правило, распределение весомой части федеральной поддержки происходит во втором чтении бюджета РФ. И областной бюджет, который в это же время проходит процесс обсуждения и принятия, финансистам региона приходится менять буквально на ходу.
В целом же в течение года бюджет области несколько раз меняется: корректируются прогнозы по налоговым поступлениям, расходы тоже не стоят на месте — где-то появляется экономия, где-то, наоборот, возникает потребность в дополнительных тратах.
Дотации, субсидии, субвенции — федеральную поддержку называют по-разному. Эти формы отличаются?
Безусловно, это всё разные формы поддержки.
Дотации — это нецелевая поддержка. Нецелевая — не значит бесцельная. Просто так, за красивые глаза, Федерация денег не дает. Как правило, дотации предоставляются региону с целью выравнивания его бюджетной обеспеченности до уровня других субъектов РФ или с целью сбалансировать доходы с расходами, в случае если первые серьезно отстают от вторых, а регион в силу определенных причин не может с этим ничего сделать. Тем не менее целевое назначение дотаций Федерация не устанавливает, другими словами, действует как родитель, который дает ребёнку карманные деньги и не контролирует их расходование.
Субсидии и субвенции — это целевая поддержка. Но друг от друга они принципиально отличаются. Субсидии — это средства, предоставляемые на конкретные цели на условиях долевого софинансирования. Другими словами, субсидия — это когда вы добавляете собственные деньги к деньгам, ранее накопленным вашим ребенком, с условием, что он пойдет и на всю эту сумму купит себе новый телефон.
Субвенции — это средства, которые Федерация предоставляет регионам на исполнение переданных полномочий, и больше ни на что другое. В общем, субвенция — это всё равно что дать ребенку денег и отправить его в магазин за хлебом, при этом обязав сдачу полностью вернуть.
Если денег не будет хватать и Омская область станет банкротом, по долгам региона заплатят жители?
Для начала о том, что случится, если бюджет вдруг исчерпается. Воображение рисует страшную картину: бастующие бюджетники, неотапливаемые больницы, бездорожье и вселенская тоска. Но на самом деле всё не так печально.
Теоретически, бюджетный кризис в отдельно взятом регионе случиться может. «Регион-банкрот» — это не просто оценочное суждение, а вполне реальный статус, процедура присвоения которого прописана в Бюджетном кодексе РФ. Но если финансы какого-то региона вдруг «споют романсы», утопающему кинут спасательный круг — управление бюджетом региона, — а значит, и ответственность за исполнение обязательств перед гражданами возьмет на себя Минфин России.
В областном минфине уверены: с Омской областью такого не случится. Регион ведет последовательную бюджетную политику и во главу угла ставит сбалансированность бюджета. Кроме того, Омская область всегда платит по своим долгам. Что это значит? Что правительство исполняет долговые обязательства своевременно и в полном объеме, не допуская просрочек и начисления пени. В любом случае, жителям не о чем беспокоиться, долговые обязательства бюджета их никто не принудит исполнять, в законодательстве нет и не может быть такого механизма.
Кстати, с начала 2020 года Минфин РФ вводит градацию регионов по уровню долговой устойчивости. В красной — самой рискованной — зоне окажутся несколько регионов, например, Псковская область и Республика Мордовия. Омская область относится к самой многочисленной «желтой» группе — со средней долговой устойчивостью. Ситуация, как отмечают в областном минфине, полностью управляемая и стабильная.
Сколько денег в бюджете региона приходится на каждого жителя Омской области?
В 2018 году в расчете на каждого жителя региона из областного бюджета потрачено 44 тысячи рублей. В 2019 году эта сумма будет больше, а в 2020 году, как полагают в минфине, еще больше, так как расходы областной казны ожидаются с ростом, несмотря на то, что из проекта бюджета это еще не очевидно.
Если на каждого человека приходится конкретная сумма, нельзя ли эту сумму получить на руки?
Нет, нельзя. Суть бюджетной системы в том, что физические и юридические лица платят налоги и сборы, за счет которых формируются бюджеты разных уровней. Государство, которому вверено управление бюджетом, на бюджетные деньги обеспечивает гражданам те или иные общественные блага — будь то образовательная система, система здравоохранения, дороги, благоустройство, обеспечение порядка и безопасности и так далее.
В областном минфине рассказали забавный пример: в прошлом, 2018 году в ведомство поступило несколько обращений от жителей региона, требующих выплатить им из бюджета долю от распределения стоимости добытых природных ресурсов страны. Для удовлетворения таких просьб ни у регионального минфина, ни у федерального правовых оснований, конечно же, нет.
Как выяснилось, вводят в заблуждение граждан любители легкой наживы — недобропорядочные организации, которые организуют целые информационные кампании, уверяя, что каждый вправе получить некую долю от поступающих в бюджет средств, для этого нужно лишь приобрести образец бланка или заявления для составления «личной бюджетной сметы», «бюджета одного гражданина» и тому подобных несуществующих документов. В минфине Омской области рекомендуют от таких мошенников держаться подальше и напоминают, что различные меры поддержки из бюджета, в том числе в финансовом виде, установлены для граждан совершенно разных категорий, но для этого не нужно покупать никакие бланки, а следует обратиться в установленном порядке в органы государственной власти или местного самоуправления по месту жительства.
Бюджет области — около 100 миллиардов. Куда уходит столько денег и кто решает, как их потратить?
Порядка 90% расходов бюджета Омской области — это так называемые регламентированные расходы, то есть установленные законодательством и обязательные к исполнению. Например, больше трети бюджета (или свыше 34 миллиарда) в 2020 году уйдет только на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы. Есть и другие обязательные расходы — меры социальной поддержки населения, взносы в фонд обязательного медицинского страхования на неработающих граждан, дорожный фонд и многие другие.
К вопросу о том, кто решает, что бюджет надо тратить именно так, а не иначе. Учитывается объем регламентированных расходов, учитываются приоритеты, поставленные главой региона в бюджетном послании на будущий год. Процесс организован так: главные распорядители бюджетных средств — отраслевые министерства и ведомства — задолго до начала нового года составляют планы, какие мероприятия будут организовывать и сколько денег им на это понадобится, и направляют в областной минфин заявки. Конечно, каждый руководитель стремится в свою отрасль привлечь как можно больше средств и потребность зачастую формирует в таком объеме, который существенно превышает возможности. Задача финансистов при этом — сбалансировать бюджет структурно, то есть не ущемить интересы одной отрасли ради интересов другой и распределить доходы между расходными статьями максимально эффективно. Для этого при распределении ресурсов минфин руководствуется специальной методикой. Затем в работу вступают депутаты Заксобрания, которые рассматривают проект бюджета и могут с ним согласиться без правок, либо внести какие-то свои изменения и дополнения.
Бюджет Омской области на 2019 год сформирован с дефицитом. Регион снова наращивает долги?
Это значит только одно: чтобы предусмотреть в бюджете средства на исполнение растущих год от года расходных обязательств, правительство региона использовало все те источники, которые на этапе планирования были доступны, в том числе и дефицит бюджета. Размер дефицита, кстати, небольшой — если в прежние годы он мог доходить до 10% от общего объема доходов без учета целевых безвозмездных поступлений, то сейчас он всего на уровне 2,7%. Более того, в ходе исполнения бюджета дефицит может быть уменьшен. Так случилось в 2018 году, когда бюджет планировался как дефицитный, а исполнен был с профицитом в 2,4 миллиарда рублей.
Любопытно, что в 2020 году регион, даже если действительно закончит год с дефицитом и нарастит госдолг, основной финансовый показатель — долговую нагрузку — не планирует увеличивать. Как такое возможно? Долговая нагрузка — это соотношение между размером госдолга и объемом доходов бюджета, и если доходы растут быстрее, чем долги, беспокоиться, как уверяют финансисты, не о чем.